Иерусалим

Иерусалим. Первонач., возм., «основание (Божия) Салима»; в Библии толкуется как «основание мира».

I. НАЗВАНИЕ

Во времена Авраама И. назывался Салимом — «мир» (Быт 14:18; ср. Пс 75:3; Евр 7:2), при этом евр. название города звучит как Йерушалайим. В док-тах Телль-Амарнского архива И. упоминается как Уру-Салим. В ассир. надписях город называется Урусалимму; в греч. текстах встречаются две формы названия: Иерусалем и Гиеросолюма. Арабы в наши дни называют И. Эль-Кудсом — «святой» (см. Ис 52:1; Мф 4:5).

II. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

А. И. расположен на склонах иуд. гор (Пс 86:2), вост. водораздела, на высоте около 760 м над уровнем моря, прим. в 25 км зап. северного побережья Мертвого моря. Известняковое плато, на к-ром стоит город, понижается к югу и разделяется проходящим с севера на юг, но в настоящее время почти полностью засыпанным, оврагом (Эль-Вад; у Иосифа Флавия — «долина сыроделов»). Вост. этой «долины сыроделов» расположены холм Офел (720 м) и гора Мориа (744 м), а зап. — Верхний город (772 м). Т.о., на тер. города наблюдается значит. перепад высот. На западе и юге И. отделен от окружающих его гор долиной Енномовой; от располож. на востоке Масличной горы (более 800 м) его отделяет Кедронская долина.

Б. Хотя дороги из И. шли в разных направлениях, основные торговые пути находились в стороне от древнего города. Значение И. как главного города Израиля и Иудеи определяется не его географич. положением, а Божьим избранием: «Мое имя будет там» (3Цар 8:29; ср. Пс 67:17; см. Избрание, избранность, избирать (II,2а) см. Ковчег завета см. Давид см. Храм см. Соломон).

В. Единств. не пересыхавшим источником в окрестностях И. был Гион в Кедронской долине (совр. название — «источник Марии»). От него в город иевусеев был проложен водо-провод. Позднее вода из этого источника поступала в Силоамский пруд по наземному водопроводу, а затем — по туннелю, к-рый был вырыт по повелению Езекии. В том месте, где сходятся Енномова и Кедронская долины, находится источник грунтовых вод Рогель, или Драконов источник (совр. название — Бир-Эйюб, «колодец Иова»). Вокруг источника были сделаны многочисл. водосборники, в к-рые собирали дождевую воду с Масличной горы. Вероятно, еще в дорим. время были построены два водопровода длиной по 12 км, по к-рым в храм поступала вода из источника в см. Ефаме (1) — из т.наз. прудов Соломона (см. Еккл 2:6), располож. юго-зап. Вифлеема.

III. ИСТОРИЯ

А. Древнейший И. известен как город иевусеев — Иевус (Суд 19:10), или крепость Сион (2Цар 5:7). Не смогли изгнать иевусеев из И. сначала иудеяне, поразившие город мечом и предавшие его огню, а затем вениамитяне (Суд 1:8,21). Город располагался на холме у источника Гион (юго-вост. часть совр. города), его площадь составляла 3 га. В результате археол. раскопок были обнаружены остатки укрепления. После того как Давид завоевал И., он назвал его своим именем (2Цар 5:9). Царь восстановил гор. стену (2Цар 5:9; 1Пар 11:8; см. Милло). Соломон расширил Иерусалим на север, построив дворец, храм, прилегающие к нему здания (занимавшие площадь в 9 га), а также см. Милло, заполнив пустующие тер. в городе Давида (3Цар 11:27 — в Синод. пер. — «починивал повреждения»), т.е. застроив пустырь между дворцом и городом Давида у холма см. Офел. Кр. того, Соломон еще более укрепил стены города (3Цар 3:1; 9:15,24).

Б:

1) во времена правления царей площадь И. увеличилась еще на 9 га в сев.-зап. направлении; была построена «вторая часть» И. (4Цар 22:14; Соф 1:10 — в Синод. пер. — «другие ворота»), к-рая из-за своей формы получила название «ступа» (Соф 1:11; в Синод. пер. — «нижняя часть города»). Гор. стены и башни были заново укреплены и отремонтированы (2Пар 26:9; 27:3; 32:5; 33:14), но вплоть до вавил. см. Плена И., вероятно, больше не расширялся;

2) в 925 г. до Р. Х. город был завоеван и разграблен фараоном Сусакимом (Шешонком) (3Цар 14:25,26), а ок. 843 г. до Р. Х. — филистимлянами и арабами (2Пар 21:16,17). Ок. 800 г. до Р. Х. городу угрожал сир. царь Азаил (4Цар 12:17,18). В 792 г. до Р. Х. израил. царь Иоас разрушил стену И. от Ефремовых до Угольных ворот — на четыреста локтей (4Цар 14:13). В 701 г. до Р. Х. город безуспешно осаждал Сеннахирим (Синаххериб) (4Цар 18-19), а после 648 г. до Р. Х. ассирийцы увели в плен царя Манассию (2Пар 33:11). В 609 г. до Р. Х. И. был захвачен фараоном Нехао (Нехо) (2Пар 36:3). Дважды И. захватывал Навуходоносор (в 605 и 597 гг. до Р. Х.; Дан 1:1,2; 4Цар 24:10 и след.) и наконец после двух лет осады окончат. разрушил его в 587 г. до Р. Х. (4Цар 25); см. Год (II).

В. Восстановление города началось после 538 г. до Р. Х. Ко времени Неемии, к-рый в 445 г. до Р. Х. заново отстроил гор. стены, относится первое описание иерусалимских укреплений. На прилагаемой схеме указаны ворота, существовавшие в то время в И. Номерами 1-4 обозначены не сохранившиеся (за искл. ворот, позже получивших название «ворота Долины») ко времени Неемии ворота города иевусеев; 5 — Овечьи (Неем 3:1; 12:39; Ин 5:2), или Вениаминовы, ворота (Иер 37:13; 38:7; Зах 14:10). Зап. их находились башни Меа и Хананэла (Неем 3:1; 12:39); 6 — Рыбные ворота (Неем 3:3; 12:39; 2Пар 33:14; Соф 1:10). Вероятно, именно они называются «первыми» в Зах 14:10 и «средними» в Иер 39:3; 7 — Старые (Неем 3:6; 12:39), или Угольные (Угловые), ворота (4Цар 14:13; Иер 31:38; 2Пар 26:9; Зах 14:10); 8 — Ефремовы ворота (4Цар 14:13; Неем 8:16). Считалось, что это те же ворота, что и Рыбные (6), однако, согласно Неем 12:38,39, Ефремовы ворота находились между Старыми воротами (7) и широкой стеной (ср. Неем 3:8, где об этом участке говорится: «И восстановили Иерусалим до стены широкой»). Этому не противоречит и 4Цар 14:13 (ср. 2Пар 26:9). За широкой стеной стояла Печная башня (Неем 3:8, 11; 12:38); 9 — ворота Долины (Неем 2:13; 3:13; 2Пар 26:9), к-рые находились на месте зап. ворот Иевуса. Раскопки свидетвуют о том, что этими воротами пользовались вплоть до эпохи Маккавеев; 10 — Навозные ворота (Неем 2:13; 3:13,14; 12:31), называемые также «воротами между двумя стенами» (4Цар 25:4) и «воротами Харшиф» («ворота черепков», Иер 19:2); 11 — ворота Источника (Неем 2:14; 3:15; 12:37), рядом с к-рыми в Кедронской долине находился цар. источник (Неем 2:14), в наст. времени засыпанный землей; 12 — Водяные ворота (Неем 3:26; 8:1,16; 12:37); 13 — Конские ворота (Неем 3:28; 2Пар 23:15; Иер 31:40), внутр. ворота между храмовой площадью и Офелом; 14 — внутр. Темничные ворота (Неем 3:31, в Синод. пер. — «ворота Гаммифкад») находились, вероятно, сев.-вост. храма.

Г. Обнесение крепостной стеной верхнего города следует, вероятно (вопреки данным Иосифа Флавия), отнести к эллинистич. времени. Лишь в это время в других городах Палестины стали появляться кварталы площадью около или более 5 га (Аскалон, Самария), к тому же ни один из найденных на сегодняшний день остатков стены верхнего города не указывает однозначно на более ранний период. О существовании более древнего поселения в верхнем городе данных нет; маловероятным представляется предположение нек-рых ученых, что рядом с городом Давида выселенные из него иевусеи основали новое поселение. После того как тер. города увеличилась к юго-зап. на 45 га, И. достиг площади, к-рая сохранилась до новозаветного времени. После Александра Македонского И. стал типично греческим городом (332 г. до Р. Х.); в ходе войн, к-рые вели преемники Александра, а также во времена Маккавеев И. нередко переходил из рук в руки, а его укрепления то разрушались, то восстанавливались заново (см. Сир 50:1-4; III в. до Р. Х.).

Д:

1) в 63 г. до Р. Х. И. был завоеван рим. полководцем Помпеем. В 40 г. до Р. Х. город оказался в руках парфян, после чего в 37 г. до Р. Х. им овладел Ирод Великий. В годы его правления И. пережил новый расцвет. Ирод полностью перестроил см. Храм (VI); на месте маккавейской крепости Барис (сев. храма) он построил крепость Антония, а в зап. части И. воздвиг свой дворец. Позднее этот дворец стал резиденцией рим. наместников на время великих иуд. праздников; скорее всего, именно здесь находились претория Пилата и см. Гаввафа. Ирод Антипа жил в И., вероятно, во дворце Хасмонеев, располож. вост. дворца Ирода. (О других примечат. местах И., связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, см. отдельные статьи);

2) последнее расширение И. на 30 (или даже 60) га предпринял Ирод Агриппа I. Он обнес пригород Везефу т.наз. третьей стеной, но вынужден был, под нажимом римлян, остановить строит-во. Полагают, что стена находилась на месте совр. сев. стены (построенной в XVI в.) или на месте остатков стены, обнаруж. на 500 м сев. ее. В 70 г. по Р. Х., во время иуд. войны, И. был полностью разрушен; Тит сохранил только часть зап. стены и три мощные башни дворца Ирода в качестве свидет-ва своей победы. После второго иуд. восстания (132-135 гг. по Р. Х.) император Адриан на развалинах И. основал языч. город, колонию Элиа-Капитолина с храмом Юпитера на храмовой площади. Евреям вплоть до правления Константина было запрещено входить в И. В 638 г. по Р. Х. город был завоеван арабами, к-рые позднее воздвигли на храмовой площади мечеть Омара. Со времени Адриана древний Сион, город Давида, находится за юж. стеной.

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Иерусалим — Город в Палестине. Упоминается в египет. текстах XIX- XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в письменах XV в. до н. э. Урушалим, в VIII в. до н. э. Урсалимму. Первичная форма объясняется как 'город бога Шалим'. Др.-евр. Топонимический словарь
  2. Иерусалим — (Jerusalem, др.-еврейское Иерушалаим, арабское Аль-Кудс), город в Израиле, на полупустынных Иудейских холмах, к З. от Мёртвого моря. 658 тыс. жителей (2000); 73 % евреи, 24 % арабы. По решению ООН 1947 г., И. выделен в самостоятельную адм. единицу. Словарь географических названий
  3. ИЕРУСАЛИМ — (др.-евр. Иерушалаим; араб. Аль-Кудс) — город в Палестине. Зап., большая часть И. оккупирована гос-вом Израиль, т. н. "Старый город" и кварталы к С. и В. от него — Иорданией. 190,7 т. ж. (1961). Крупный культ. центр. Советская историческая энциклопедия
  4. Иерусалим — (др.-евр. Иерушалаим, араб. Аль-Кудс) город в Палестине. Расположен к З. от Мёртвого моря на полупустынном плоскогорье. 283,1 тыс. жителей (1970). Железнодорожная станция. Узел автодорог. Промышленный, торгово-транспортный и культурный центр. Большая советская энциклопедия
  5. Иерусалим — (Йерушалаим) Столица Израиля, один из древнейших городов мира. О первых годах И. ничего не известно. По мнению современных археологов, И. занимал на заре своего существования возвышенность, известную позднее под названием "Офель", или "Город Давида". Энциклопедия иудаизма
  6. Иерусалим — (Jerusalem). Археологические исследования этого города, занимающего важнейшее место во всемирной истории, начались в 1864 г. и продолжаются до настоящего времени. История... Археологический словарь
  7. Иерусалим — (основание, или жилище мира) — этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом (Нав 18:28) по имени родоначальника Иевусеев, Иевуса. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. Иерусалим — (Jerusalem) 1. Иудейские войны Римской империи Город был осажден 60-тысячным рим. войском под командованием Тита в марте 70. Его с величайшим героизмом защищали иудеи, предводительствуемые партией зелотов. Энциклопедия битв мировой истории
  9. Иерусалим — • Hierosolўma, τὰ Ίεροσόλυμα или просто Σόλυμα, по-еврейски Ieruschalajim, сильно укрепленный главный город Палестины, почти в середине Иудеи, в колене Виньяминовом, на нескольких холмах, на западном берегу ручья Кедрона. Словарь классических древностей
  10. Иерусалим — И’ерусал’им (основание мира или безопасное жилище) — главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Ис.2:3). Библейский словарь Вихлянцева
  11. Иерусалим — (араб. Аль-Кудс), город в Палестине. Религиозный центр христиан, иудеев и мусульман. По решению ООН (1947) должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. Художественная энциклопедия
  12. Иерусалим — А, муж. Стар. форма имени (см. Ерусалим). Отч.: Иерусалимович, Иерусалимовна. Словарь личных имен
  13. Иерусалим — Иерусали́м см. Ерусали́м. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. ИЕРУСАЛИМ — ИЕРУСАЛИМ — город в Израиле. 544 тыс. жителей (1992). Религиозный ("священный") центр иудеев, христиан и мусульман. Металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая промышленность. Университет. Большой энциклопедический словарь
  15. Иерусалим — (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или Küdsi Schêrif, араб. EI-Kuds, т. е. святой) — главн. г. древней Палестины, ныне областной... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона