Минарди, Томмазо

(Minardi, Tommaso)

1787, Фаэнца — 1871, Рим.

Итальянский живописец и рисовальщик. Один из видных представителей итальянского пуризма. Родился в Фаэнце, обучался живописи и рисунку у местного художника Дж. Дзаулли; путешествовал с ним по Флоренции и Болонье; по протекции учителя в 1803 уехал в Рим к Феличе Джани, который тоже был учеником Дзаулли. Несколько лет работал в мастерской В. Камуччини, которому его представил Джани, но процесс обучения здесь не удовлетворил молодого художника. В 1818, получив первый приз на конкурсе в Академии художеств Болоньи, Минарди уезжает в Рим в качестве пенсионера. Большую роль в его судьбе сыграло знакомство с Кановой, преподававшим в палаццо ди Венеция, где работали пенсионеры. Увидев полотно Св. Павел пишет письмо коринфянам, Канова отметил дарование Минарди; он считал его "лучшим итальянским рисовальщиком" и в 1819 рекомендовал в качестве профессора в Академию художеств Перуджи, а в 1821 пригласил возглавить кафедру рисунка в Академии Св. Луки. Однако из-за неприязни Камуччини и Кановы Минарди не прошел процедуру голосования; за него вступились студенты, обратившиеся с письмами к президенту и покровителю Академии Св. Луки, казначею Св. престола кардиналу Пакка. В 1822 Минарди все-таки получил должность профессора кафедры рисунка. Вскоре он приобрел большой авторитет в художественных кругах Рима. Блестящего знатока памятников античности и западноевропейской живописи приглашали в качестве эксперта в галереи известных римских коллекционеров. О его авторитете говорит и тот факт, что немецкие художники-назарейцы предложили ему в 1816 принять участие в росписях казино в парке виллы принца Карло Массимо. Ранние произведения на сюжеты из Плутарха о жизни Гомера (Слепой Гомер в доме пастуха Главка, 1814, Рим, Нац. галерея современного искусства) и на темы из Священного Писания (Ужин в Эммаусе, 1807, Флоренция, галерея Питти) свидетельствуют о поиске художником нового изобразительного языка, в основе которого национальная традиция и живопись Караваджо. О своем стиле Минарди писал: "Воображение и композиция — самое важное, они помогают создать живые и правдивые характеры, костюмы, все должно быть подчинено простоте средств в изображении места, времени и фигур". Ок. 1812 Минарди начал работу над копией фрески Страшный Суд Микеланджело. Картон хранится в библиотеке Ватикана (1812—1825), рисунки — в Риме в Нац. галерее современного искусства. Они свидетельствуют о том, с какой тщательностью штудировал художник позы, движения, расположение групп, стремился передать эмоциональную силу образов великого скульптора. Хорошая копия ценилась в академической практике, и работа заслужила похвалу В. Камуччини и Г. Ланди. В 1820—1840-е начали формироваться эстетические взгляды художников-пуристов, к кругу которых принадлежал и Т. Минарди. Пуризм явился самобытным национальным явлением в романтическом европейском движении. Пуристы отвергали главный компромиссный принцип эстетики неоклассицизма — принцип "возвышенного исполнения", т. е. возможность соединения верности природе и следования абстрактному античному идеалу. В 1820—1840-е "прекрасное" (il bello) уже не соотносилось с неким абстрактным идеалом в искусстве. Желание видеть действительность во всех ее разнообразных проявлениях было более важным ориентиром для творчества художников. Пуристы в поисках новых идеалов обращались к национальному наследию — искусству "примитивов" (мастеров XIII—XV вв.), живописи Рафаэля до его Диспуты, Микеланджело. Именно в этом смысле они и были названы "пуристами" (от итал. puro — чистый), т. е. слыли ревностными защитниками национальной традиции. Слова Минарди о том, что "искусство способно пробуждать живое ощущение жизни", были их девизом. На лекциях в Академии Св. Луки Минарди рассказывал о Джотто, искусство которого он осмелился поставить выше искусства Рафаэля, полагая, что после Диспуты все искусство последнего стало образцом холодного, натуралистического стиля. В систему преподавания в Академии Св. Луки Минарди внес большие изменения. Он призывал учащихся работать на натуре, изучать произведения "примитивов", изображать современную действительность, обращаться к нравственной проблематике в выборе сюжетов. За увлечение сюжетами религиозно-нравственного содержания критики обвиняли пуристов в подражании "назарейцам". Произведения Минарди были лишены аскетической религиозности работ немецких романтиков, их "неокатолической сентиментальности", которая не нравилась Гёте, хотя Томмазо Минарди сам был ревностным католиком. Попытка подражания назарейцам закончилась для него неудачей: эскиз Распространение христианства, или Призвание апостолов (Рим, Академия Св. Луки) для росписи одной из римских церквей сам художник считал неудачным. Огромное громоздкое полотно с изображением 75 фигур святых, с уравновешенной ярусной композицией, восходящей к Диспуте Рафаэля, безжизненно и педантично. В 1820—1830-е Минарди путешествовал по Центральной Италии, посетил Флоренцию, Ассизи, Сполето, Болонью, Равенну. Его полотно Мадонна с четками (1840, Рим, Нац. галерея современного искусства) вызывает ассоциацию с работами Перуджино и раннего Рафаэля, нежный пейзаж и чистые светлые краски напоминают о палитре мастеров умбро-тосканской школы. В росписях Минарди Явление Мадонны св. Станиславу Костке (1825) в римской церкви Сант Андреа аль Квиринале и Коронование Марии (1840-е) во дворце графа Ф. Дориа на Корсо проявилось незаурядное дарование Минарди в этой области. В обеих фресках очевидна рука живописца, не способного к грубой и прямолинейной эклектике, и пытающегося по-своему переосмыслить традицию, соединив тонкую грацию и созерцательность образов Рафаэля с естественной для манеры художника XIX в. повествовательностью. Важное место в творчестве Минарди занимал портрет. Его роль была программной в искусстве пуристов. В Манифесте они писали: "Портрет позволяет проникать в душу, во внутренний мир изображаемого человека… он создается не для услады зрения, а для отображения великолепных характеров, открывающих, о чем человек думает, о чем страдает". Автопортрет (1807, Флоренция, галерея Уффици) и Автопортрет (1808, Фаэнца, Гор. пинакотека) — одни из первых романтических образов в итальянском искусстве. В них переданы переживания героя, раскрыт мир его мятущейся души, находящейся в разладе с действительностью. В графическом Портрете Фортунато Дуранти (1815, Фермо, Нац. библиотека), исполненном в характерной для художника технике карандаша и перового рисунка с отмывкой кистью бистром по серо-голубой бумаге, передана страстность натуры его друга, в грустном и отрешенном взгляде читаются приметы его судьбы. В портрете Минарди избегает стилизации, как это делали назарейцы. Лучшие портретные образы художника стали примерами новой веристской образности, рождавшейся в эпоху романтизма. В графическом портрете Сократ и Алкивиад (Фаэнца, Гор. библиотека) рядом с античными мыслителями Минарди изобразил себя и своего учителя Дж. Дзаулли. Романтический двойной портрет символизирует братскую дружбу, идею духовной близости. В графических листах Минарди на любимые романтиками сюжеты — Ангел Апокалипсиса (1815—1820, Фаэнца, Гор. библиотека), Встреча Оссиана и Мальвины (1815—1820, Рим, Нац. галерея современного искусства), Видение путешественника Энрико; Данте, Вергилий и тень Катона (оба — Фаэнца, Гор. библиотека), Битва Агранта и Танкреда (ок. 1817, Рим, Нац. галерея современного искусства) — звучит тема человеческого одиночества, ночных чудесных и таинственных видений. Бесплотные парящие фигуры ангелов, святых, волшебников, христианских проповедников напоминают персонажей рисунков Ф. Джани, И. Г. Фюсли, У. Блейка. Четкая и экспрессивная очерковая линия в абрисе фигур смягчена, как и в рисунках Ф. Джани, пятнами отмывки кистью бистром. Мягкий тон голубой венецианской бумаги привносит в изображение разнообразные колористические эффекты. Порой художник превращает современный сюжет в аллегорию, как в листе Канова, коронуемый Искусствами (1812, Рим, Нац. галерея современного искусства). А порой его рисунки являются просто зарисовками современных событий. На листе Триумфальный въезд Пия VII в Рим (Фаэнца, Гор. библиотека) изображено значительное событие — возвращение папы в Рим из ссылки в Фонтенбло. Процессию встречают сограждане на пьяцца дель Пополо. Полны живых наблюдений и пейзажные рисунки Минарди (Пейзаж с двумя сидящими фигурами, 1812, Фермо, Гор. библиотека). Панорама римской Кампаньи открывается в них от фигурок, помещенных на переднем плане. Виды Рима Минарди однако менее идеальны, чем в работах назарейцев. Гармония и покой вечно витающего в римском пейзаже духа классики нарушены эпизодами повседневности, переданными с веристской наблюдательностью. Творчество Томмазо Минарди ярко отразило путь продвижения итальянской живописи эпохи отточенто от неоклассицизма к романтизму и веризму. Многие факты биографии художника известны из автобиографической книги (Scritti del Cavagliere prof. Tommaso Minardi. Roma, 1864), изданной его учениками. Среди последователей художника были А. Чизери, Л. Когетти, Н. Консони, Ф. Гранди, Ч. Франкассини и др. мастера.

Лит.: De Sanctis G. Tommaso Minardi e il suo tempo. Roma, 1900; L’eta neoclassica a Faenza. 1780—1820. Mostra. Faenza. 1979.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me