Мино Да Фьезоле

(Mino da Fiesole)

1429, Казентино, близ Флоренции — 1484, Флоренция.

Итальянский скульптор. Работал во Флоренции, Риме, возможно, Неаполе, где мог участвовать в создании скульптурного декора Триумфальной арки Альфонса Арагонского. Особенно продуктивным был римский период Мино да Фьезоле, где он, по-видимому, руководил большой мастерской (1460-е — ок. 1480). С его именем связывают ряд выполненных в этом городе надгробных монументов: надгробие папы Павла II (ок. 1470, Рим, гроты Ватикана), надгробие Маркантонио Альбертони (ок. 1470, церковь Санта Мария дель Пополо), надгробие Франческо Торнабуони (ок. 1480, церковь Санта Мария сопра Минерва), а также киворий главного алтаря церкви Санта Мария Маджоре (ок. 1461). Однако огромная римская мастерская Мино да Фьезоле не походила на флорентийские мастерские, где главным исполнителем был владелец мастерской, а его подмастерья были только помощниками. Мино да Фьезоле, очевидно, только руководил работами, получал заказы и привлекал для их исполнения помощников в более значительных масштабах, чем его современники. Иногда в работах, вышедших из его мастерской, прослеживаются следы рук сразу нескольких скульпторов. Самой показательной из работ, созданных в этой мастерской, по-видимому, было монументальное надгробие папы Павла II, начатое незадолго до его смерти (1472). В создании этого надгробия принимал участие его помощник Иоанн Далматинец. Надгробие, появившееся в старой базилике Св. Петра, в нач. XVI в. было размонтировано, и отдельные его фрагменты ныне находятся в гротах Ватикана и Лувре. Среди сохранившихся фрагментов — люнет с изображением Страшного Суда, изображение Бога-Отца во славе, рельеф Воскресение, сцена Создание Евы, статуи Веры, Надежды, Милосердия, саркофаг папы. О стиле надгробных монументов, вышедших из мастерской Мино де Фьезоле, дает представление надгробие кардинала Пьетро Риодио (ок. 1475, Рим, церковь Санти Апостоли). Индивидуальность Мино де Фьезоле, незаурядность его дарования наиболее полно раскрылись в его немногочисленных скульптурных портретах. Портрет Джованни да Медичи (ок. 1453 или 1469, Флоренция, Нац. музей) отличает нелицеприятная точность передачи черт грубоватого лица и властного, волевого характера персонажа.

Лит.: Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII—XVI века. М., 1977; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987; Seymour Ch. J. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.

И. Смирнова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me