Мильяра, Джованни

(Migliara, Giovanni)

1775, Александрия — 1837, Милан.

Итальянский живописец, рисовальщик, сценограф. Учился в Академии Каррара в Бергамо у Дж. Диотти; продолжил обучение в миланской Академии Брера (1801—1802) у Дж. Альбертолли, обучался сценографии у известного перспективиста Г. Галлиари, последователя традиций семейства Галли-Бибиена. С 1836 жил и работал в Милане, был близок кругу романтиков, дружил с Ф. Айецом и Дж. Босси; преподавал в Академии Брера (вел класс перспективы), где имел много учеников. Работал в качестве сценографа до нач. 1810-х (оформлял оперные спектакли в Ла Скала — Виргиния, 1811, Разрушение Иерусалима). Затем увлекся ведутой, совершил путешествие в Венецию и Рим; в 1812 впервые показал на ежегодной выставке в Брера пейзажи. В своих фантастических видах соединил элементы ведуты и каприччо XVIII в., привнес в них сценографические эффекты в духе Галлиари. Доминирующую роль в них играют архитектурные постройки, скульптурные памятники, соединенные фантазией художника на одном листе (Вид улицы у Сан Дзаккария, 1814, Турин, галерея Сабауда; Фантастическая ведута, 1988, Турин, Гор. пинакотека; Венецианское кампо с конным монументом, частное собрание; Вид острова, Венеция, галереи Академии; акварели: Ведута у Оспедале Маджоре, 1820, частное собрание; Каприччо с миланскими постройками, частное собрание). Однако значительную роль художник отводил и пейзажу, передаче различного состояния природы (Площадь Сан Марко после непогоды, Брешия, галерея Тозио-Мартиненго). С пейзажей Мильяры гравировал Т. Орси. В так называемом стиле трубадур (французская живопись на романтические сюжеты периода Реставрации Бурбонов) исполнены полотна Мильяры на сюжеты из жизни великих людей (Галилео Галилей наблюдает свет лампады, Тассо и монахи Сан-Онуфрио, обе — Александрия, Гор. музей; Рафаэль и Форнарина, Леонардо представляет "Тайную вечерю" герцогу Лодовико Моро, обе — частное собрание). Однако трактовка сцен лишена сентиментальности и мелодраматизма, как в работах ведущих мастеров стиля трубадур во Франции — Р. Флёри и О. Гарнье. Большую известность приобрели в Италии и за рубежом иллюстрации Мильяры к произведениям писателей-романтиков (Ильдегонда Т. Гросси, Граф Карманьола А. Маццони, Последние письма Якопо Ортиса У. Фосколо). Сцены трактованы в них с исторической конкретностью, выразительно передана мимика героев. С 1822 Мильяра был членом Академии Брера, художник много путешествовал (1825—1830 — в Тоскану, Венецию, Верону; 1828 — в Лигурию; 1832 — в Пьемонт и Савойю; в 1834 — в Марки, Лациум). Он сумел придать оттенок романтической загадочности изображениям интерьеров соборов, кьостро, монастырей, которые напоминают эффектные театральные декорации (Интерьер монастыря, 1817, Александрия, Гор. музей; акварель Интерьер миланского собора, 1830-е, частное собрание). В 1820—1830-е Мильяра писал также бытовые сцены в духе фламандцев (акварель Ярмарка лошадей, 1833, Турин, частное собрание), эпизоды из повседневной жизни (Крестьянский дворик, Интерьер крестьянского дома, обе — Александрия, Гор. музей) и городской жизни (Дилижанс, Фигуры в современных костюмах, обе — Милан, Гор. музей). После 1830-х увлекся литографией и специально создавал занимательные жанровые сценки для миланского гравера Дж. Элена. Творчество Дж. Мильяры отразило постепенное движение итальянского искусства от романтизма к веризму. Его учениками были талантливые мастера П. Реника, Дж. Капелла, А. Ингани, работавшие в пейзаже и сценографии. Джованни Реника (1808—1884), его ученик и друг, создал в Александрии Музей Мильяры и передал ему в дар собрание рисунков художника.

Лит.: Nicodemi G. La Pittura milanese nell’eta neoclassica. Milano, 1915; Nicodemi G. I pittori di Alta Iatalia. Milano, 1961.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me