Машаду Де Каштру, Жоакин

(Machado de Castro, Joakin)

1731, Лиссабон — 1822, Лиссабон.

Португальский скульптор. Учился в придворной скульптурной школе королевской резиденции Мафра, возглавляемой итальянцем Алессандро Джусти, а затем стал его ассистентом. В 1770 переехал в Лиссабон, где исполнял многочисленные официальные заказы. В творчестве Машаду де Каштру, выдающегося португальского мастера XVIII в., выделяются два ярких направления. Первое их них, обозначенное уже в ранние годы, было связано с мелкой пластикой презепио (ясли) — сложными пространственными композициями с изобразительными фонами, населенными раскрашенными терракотовыми фигурками. Жанр этот, занесенный в Португалию и другие европейские страны из Италии, предназначался для изображения библейской сцены — поклонения пастухов младенцу Христу. Эти композиции, украшавшие церкви и часовни, нередко включали не имевшие к данному сюжету светские мотивы, приобретали большие размеры, превращаясь в своего рода театрализованные зрелища. Машаду де Каштру проявил себя блестящим мастером в этой декоративной области творчества, создав в 1766 для лиссабонского собора большое количество легких, изящных цветных скульптурных групп (Лиссабон, Музей старого искусства). Работая вместе с учениками и помощниками, он воспитал талантливых мастеров презепио. Наряду с этой камерной линией Машаду де Каштро прославился официальными монументальными работами в Лиссабоне. Среди них алтарь главной капеллы монастыря Сан Висенте де Фора, огромные мраморные статуи церкви Санта Эштрела и особенно — конная статуя короля Жозе I, украсившая новую, построенную после разрушительного землетрясения 1755 площадь города — Праса ду Комерсиу. Скульптор завершил работу над монументом в 1772, сделав множество рисунков, моделей из воска, глины, гипса (статуя отлита в 1775). Условия не благоприятствовали мастеру: король ему не позировал, так что статую пришлось выполнять с медали, немало препятствий чинили придворные интриганы, основная же трудность состояла в сочетании пластического замысла, в значительной мере барочного характера, с новыми архитектурными требованиями. Хотя в конном памятнике Машаду де Каштру можно обнаружить черты подражания южнонемецкой барочной скульптуре, он создает впечатление необходимой здесь парадной праздничности, которая оттеняет общий строгий архитектурный образ. В гордо развернутой в сторону реки Тежу статуе точно найдены ее масштабные соотношения с пространством площади и окружающих зданий. На сторонах пьедестала помещены большие мраморные аллегорические группы. На южной стороне — бронзовый медальонный портрет маркиза Помбала, реформатора, выдающегося государственного деятеля Португалии. В годы реакции медальон опального министра был снят с пьедестала и возвращен на прежнее место только в 1834.

Лит.: Macedo D. Le. Machado de Castro. Lisboa, 1958.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me