Мачука, Педро

(Machuca, Pedro)

Ок. 1490, Толедо — 1550, Гранада.

Испанский художник и архитектор. Представитель маньеризма в испанской живописи XVI в. Его подпись на латинском языке "Petrus Machuca, Hispanus. Toletanus…" с указанием "испанец" (hispanus) на картине Мадонна (1517, Мадрид, Прадо) свидетельствует о том, что в ранние годы он работал в Италии. Современные исследователи приписывают Педро Мачуке целый ряд ватиканских фресок, включая композицию Исаак благословляет Иакова. К его произведениям относят копию с погибшей Битвы при Ангиари Леонардо да Винчи (Париж, Лувр), две картины Мадонна с Младенцем (Рим, галерея Боргезе и Турин, галерея Сабауда) и несколько рисунков для последующей гравировки, которую выполнили Маркантонио Раймонди и Агостино Венециано. Последний факт говорит о большой популярности Мачуки в Италии, так как Раймонди гравировал самые известные произведения. Свидетельств о жизни и творчестве художника сохранилось очень немного, что затрудняет атрибуцию работ Мачуки. Но все-таки в этом небольшом количестве несомненных произведений мастера проявляются основные черты его стиля, который слагался под влиянием Микеланджело, Рафаэля, фра Бартоломмео, а также следовал основным чертам итальянского маньеризма. Между 1515 и 1517 он был тесно связан с мастерской Рафаэля (возможно, проходил там обучение), где воспринял приемы светотеневой лепки человеческих фигур и построения композиции. Интерес Мачуки к световым эффектам и иногда чрезмерное использование выразительных жестов и поз указывают также на воздействие поздних работ Леонардо да Винчи. В целом можно отметить эклектизм произведений Педро Мачуки, что делает его преемником искусства Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто и Себастьяна дель Пьомбо (даже в живописных приемах он развивает линию преемственности творчества данных мастеров, все более вытягивая формы). Краткое сообщение о жизни Педро Мачуки, написанное между 1554 и 1564 Лазаро де Веласко, свидетельствует, что ок. 1520 он вернулся в Испанию. Эти факты подтверждаются и архивными упоминаниями о том, что в том же году Педро Мачука получил заказ на Ретабло Мадонна Утешение для Хаены (утрачено). В 1521 мастер был приглашен в Гранаду для работы над Алтарем Св. Креста в Королевской капелле. С его именем связывают следующие композиции: Моление о чаше, Взятие под стражу и Сошествие во ад. После окончания этой работы мастер остался в Гранаде, где вскоре женился на Изабель де Ороско, которая родила ему семерых детей. Один из них — Луис Мачука — впоследствии стал известным архитектором. С 1526 Педро Мачука больше работает как архитектор, но продолжает исполнять и живописные произведения. Так, по заказу Диего Лопеса де Айала он выполнил два ретабло — Иоанна Евангелиста и Св. Катерины (Толедо, капелла старых королей кафедрального собора). К этому периоду творчества мастера принадлежат панели для Ретабло Санта Мария Энкарнасьон, Санта Мария ла Майор в Убеде и для капеллы Сан Педро кафедрального собора города Хаен. Часть картин, возможно, сделал один из сыновей по рисункам отца. К работам данного периода относятся Сошествие Св. Духа (Понс, Музей искусств), Снятие с креста (1547, Мадрид, Прадо) и триптих Мадонна с Младенцем, Адам и Ева, Св. Себастьян и св. Рох (Мадрид, частное собрание). Все эти произведения демонстрируют небольшие изменения стиля по сравнению с ранними работами, что особенно заметно на картине Снятие с креста. Под влиянием вкусов испанских заказчиков, в чьей среде особой популярностью в это время пользовались произведения Микеланджело и гравюры Дюрера, Мачука усиливает акцентирование жестов, начинает использовать неожиданные ракурсы или композиции. Но, главное, его картины приобретают не свойственную им ранее детализацию и большую повествовательную экспрессию. Именно эти качества придали своеобразие манере мастера, сделали его произведения более выразительными. Более поздние работы Мачуки до нашего времени не сохранились, возможно, он все силы отдавал строительству дворца Карла V Альгамбре в Гранаде. Удивительно, что архитектурные пристрастия Мачуки отличались от живописных. Он не принимал маньеризма в архитектуре, выступая ярким приверженцем витрувианской системы и строгих (иногда даже суховатых) классических форм.

Лит.: Longhi A. Comprimari spagnoli della maniera italiana // Paragone. 43. 1953. P. 3—15; A corpus of Spanish drawings. London, 1975; The dictionary of Art, "Grove", 1996. Vol. 20.

А. Степина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me