Маэлья, Мариано Сальвадор

(Maella, Mariano Salvador)

1739, Валенсия — 1819, Мадрид.

Испанский живописец, рисовальщик. Родился в семье живописца, в детстве обучался в Мадриде в мастерской скульптора Ф. Кастро, затем стал учеником Королевской академии Сан Фернандо под руководством живописца-неоклассициста А. Гонсалеса Рунса. Занятия в Академии проходили с большим успехом, юноша неоднократно получал премии. Когда его отец в коммерческих целях уехал в Америку, Маэлья пытался в 1768 последовать за ним, но из-за сложившихся обстоятельств избрал путь художника и самостоятельно, на свои средства отправился учиться в Италию, где ему удалось затем получить от испанской Академии специальную пенсию. Вернувшись в Испанию в 1765, Маэлья сделал блестящую академическую карьеру, в 1774 стал придворным художником, в 1794 — главным директором Академии, в 1799 в один год с Гойей получил звание первого живописца короля. Во время нашествия Наполеона художник, в 1808 примкнувший к общественной группе т. н. "офранцуженных", впал в немилость, был отстранен от двора в годы возвращения на престол Фердинанда VII и наступившей реакции в стране, но все же на старости лет ему была установлена пенсия. Незаурядная деятельная личность мастера проявилась во множестве исполненных им работ. Будучи почитателем А. Менгса, который ему покровительствовал, он во многом зависел от нормативной эстетики неоклассицизма. Вместе с тем, особенно в раннем творчестве, его живописная манера развивалась под влиянием работавшего в Испании неаполитанского фрескиста Луки Джордано, сближалась с приемами искусства рококо. Главные произведения Маэльи связаны с фресковыми росписями в церкви дворца Ла Гранха де Сан Ильдефонсо (1722), капелле Прадо (1778), внутреннем дворе собора в Толедо (совместно с Ф. Байеу, 1775—1776), в Касита дель Принсипе в Эскориале (1789). Работая под картонами в Королевской шпалерной мастерской в Мадриде, он успешно руководил молодыми художниками. Безупречным мастерством отличались его подготовительные рисунки и эскизы для больших декоративных композиций. Написанные на картоне, холсте легкими мазками и светлыми красками, они принадлежат к лучшим созданиям Маэльи (серия Четыре сезона для Королевского дворца в Мадриде, ныне — Мадрид, Прадо). Он писал также парадные портреты королевской семьи (Портрет Карла IV в мантии учрежденного им ордена, Ажен, Музей изящных искусств; юной инфанты Карлоты Хоакины, будущей королевы Португалии, 1785, Мадрид, Прадо; Мадрид, Музей Манклоа), которые принадлежат к самым изящным произведениям испанской портретной живописи эпохи рококо.

Лит.: Рerez Sanchez A. E. Museo del Prado. Catalogo de Dibujos. III. Dibujos espanoles. S. XVIII. Madrid, 1977; Morales y Marin J. L. Mariano Salvador Maella: vida y obra. Zaragoza, 1996.

Т. Каптерева

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me