Маццуоли, Джузеппе

(Mazzuolli, Giuseppe)

1644, Вольтерра — 1725, Рим.

Итальянский скульптор, мастер позднего римского барокко. Происходил из семьи тосканских скульпторов, архитекторов, ремесленников, работавших в Сиене. Получил навык работы в мраморе, терракоте, гипсе у своего брата Джованни Антонио в Сиене. После избрания в 1655 папой Александра VII, уроженца Сиены, переехал в Рим. Сформировался в кругу последователей Бернини, испытав влияние Э. Ферраты. С 1679 — член Академии Св. Луки. Покровителем Маццуоли стал кардинал Флавио Киджи, племянник папы. Одна из ранних работ — фигура Милосердия (ок. 1673—1675) в надгробии Александра VII в соборе Св. Петра, в которой проявилось влияние экспрессивной манеры Ферраты. Жил в Риме, но продолжал исполнять заказы для своего родного города Сиены (1660-е — нач. 1770-х; декор трех алтарей для церкви Сан Мартино, декор капеллы Креста церкви Сан Вирджилио; бюсты семейства Де Векки). В 1679—1689 исполнил фигуры апостолов для собора в Сиене (разрушены в 1890, хранятся в Лондоне, в оратории Бромтон). Двумя значительными работами мастера явились статуя Климента X для надгробия в соборе Св. Петра (1784, проект М. де Росси) и статуи Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста (1678—1690) для большого алтаря Иисуса и Девы Марии в Риме (проект К. Райнальди). После смерти Э. Ферраты (1686) преподавал во флорентийской Академии в Риме. Работал также в жанре портретной скульптуры, но его образам была присуща большая холодность, чем у Дж. Л. Бернини. Значительными работами в портрете явились бюст папы Александра VII (Ватикан, библиотека) и бюст кардинала Сиджизмондо Киджи (Аричча, палаццо Киджи). Интенсивными по объему выполненных работ были два последних десятилетия в творчестве Маццуоли. В 1700—1725 были исполнены такие значительные для римской пластики XVIII в. произведения, как статуя Св. Филиппа (ок. 1715, Рим, церковь Сан Джованни ин Латерано); бюсты принца Анджело Альтьери и его супруги Лауры Карпенья; фигуры четырех путти (ок. 1709, Рим, церковь Санта Мария ин Кампителли); четыре аллегорических фигуры — Справедливость, Благоразумие, Сила, Милосердие для монумента семейств Роспильози-Паллавиччини (1712, Рим, церковь Сан Франческо а Рипа, проект Н. Микетти); бюсты папы Климента XI и папы Иннокентия XII (1723—1725, Рим, церковь Санта Чечилия ин Трастевере); самой яркой работой этого времени стала фигура Милосердия (1721—1723) в капелле церкви Монте ди Пьета, исполненная 79-летним скульптором.

Лит.: Salerno L. La Capella di Monte di Pieta di Roma. Rome, 1974; Butzek M. Die Modellsammlung der Mazzuolli in Siena // Pantheon, 1988. Vol. 46. P. 75—102; Angelini A. Giuseppe Mazzuolli, la bottega dei fratelli e la commitenza della familia De’Vecchi // Prospettiva, 1995. Vol. 79. P. 79—100.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me