Лели, Питер

(Lely, Peter), наст. фамилия Ван дер Фас (Van der Faes)

1618, Вестфалия — 1680, Лондон.

Английский живописец голландского происхождения. Прозвище получил по названию домовладения отца в Гааге. Учился в Харлеме, в 1637 упомянут в качестве ученика Ф. де Греббера. Приехал в Англию в середине 1640-х, в разгар Гражданской войны. Уже к 1650 имел высокую репутацию портретиста. В ранних произведениях опирался на наследие Ван Дейка, однако в портретах Лели больше голландской основательности. В начале творческого пути отдал дань пасторальному и мифологическому жанрам. Самый большой успех выпал на долю мастера в период Реставрации, когда он стал главным художником короля (1661). Основными его покровителями и заказчиками были, однако, герцог и герцогиня Йоркские. Портреты Лели являются отражением атмосферы фривольности, чувственности, первостепенной заботы об изящных манерах и моде, царившей при дворе Карла II. В первую очередь это касается женских моделей. Требования заказчиц, стремившихся походить на очередную фаворитку короля, делают их изображения похожими друг на друга, часто лишая выраженной индивидуальности. На его холстах первые красавицы королевства, крупные, рыхлые, несколько сонные дамы, утопают в атласных шелковых одеждах, написанных по-барочному мощно, блестящей, чрезвычайно подвижной кистью мастера. Обладая незаурядным даром колориста, Лели был подлинным виртуозом в передаче роскошных платьев, драпировок, драгоценностей и других деталей антуража. Это превращает портреты его кисти в род декоративной живописи. Написанные сериями, они были главным образом предназначены для шпалерной развески в качестве украшений роскошных дворцовых интерьеров. Несколько более индивидуализированы мужские портреты, выполненные мастером. В некоторых он достиг известной глубины характеристики. Лели всегда был преуспевающим художником и человеком. В 1680 он получил рыцарское звание. Кроме живописи увлекался коллекционированием и составил одно из лучших в XVII в. собраний рисунков старых мастеров. Основные произведения: Художник и его семья (ок. 1658, Лондон, Институт Курто), серия Виндзорские красавицы (1662—1665, Хемптон-Корт), серия Адмиралы (1665—1667, Гринвич, Нац. морской музей), Две дамы семейства Лейк (ок. 1660, Лондон, галерея Тейт), Портрет герцога и герцогини Йоркских (1660-е, Лондон, Нац. портретная галерея), Портрет Ф. М. ван Хелмонта (ок. 1671, Лондон, Нац. галерея), Портрет Барбары Фицрой (ок. 1672, Йорк, Гор. художественная галерея), Портрет герцога Бакингемского (ок. 1680, Лондон, Нац. портретная галерея).

Лит.: Beckett R. B. Peter Lely. London, 1951.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me