Лейтон, Фредерик

(Leighton, Frederic)

1830, Скарборо — 1896, Лондон.

Английский живописец и скульптор. Один из самых известных представителей академической живописи Викторианской эпохи. Был сыном преуспевающего врача. С детских лет вместе с семьей много путешествовал по европейским странам, где получил достаточно широкое общее образование. Две страны — Италия и Германия — оказали большое влияние на его формирование как художника. Некоторое время посещал флорентийскую Академию художеств. В 17 лет поступил в Штеделевский институт, сочетавший в себе школу со статусом музея. Предприняв в 1848—1849 путешествие в Брюссель и Париж, вернулся во Франкфурт, где продолжил художественное образование под руководством австрийского художника, принадлежавшего к группе назарейцев, фон Стейнле, которого считал своим единственным учителем. В 1852 уехал в Рим, где написал картину Процессия, несущая "Мадонну" Чимабуэ (1855, Королевское собрание), принесшую ему первый успех. Уже тогда повстречавший его в Италии Теккерей предсказал молодому живописцу большую славу в будущем и кресло президента Королевской академии художеств. Ранние произведения Лейтона отмечены сильным влиянием живописи назарейцев с ее холодноватой рассудочностью. Немецкие мастера оказались близки ему интересом к Средневековью и Раннему Возрождению, сочетавшимся с академической живописной формой. Пребывание в Париже в 1857—1859 смягчило влияние немецкого искусства и подготовило художника к будущей карьере салонно-академического живописца. Важной вехой в творчестве художника стали 1860-е. Манера Лейтона все больше менялась в сторону "классического" стиля, что особенно отчетливо прослеживается в холстах с обнаженной натурой (Обнаженная Венера, 1867, частное собрание). Он чаще уделяет внимание темам из античности. В 1868 художник был избран в члены Королевской академии художеств, в стенах которой по-прежнему царил культ теории "большого стиля", созданной Рейнолдсом за сто лет до того. Однако, будучи мастером 2-й пол. XIX в., Лейтон опирается в своем искусстве на иные ценности. Он вкладывает в старые понятия новый смысл. Для него "прекрасное" — определенный, узнаваемый идеал, рожденный из простого обыденного образа и чувства, которые преобразованы с определенных этических и эстетических позиций. По мнению художника, именно этот процесс сообщает искусству ту силу, глубину и загадочность, которые составляют основу образного строя произведения. Подобное понимание идеала далеко от героических идей гражданственности неоклассицизма XVIII в. Художники XIX в., либо как Алма-Тадема, обращаются к темам, связанным с повседневной жизнью Древней Греции и Рима, интерес к которым подогревался многочисленными археологическими изысканиями и открытиями, или же, как Лейтон, стремятся использовать персонажи античной мифологии для создания композиций, с большей или меньшей степенью символизма. Картины мастера приобретают порой мистическую окраску (И море исторгло мертвых, пребывавших в нем, 1892, Лондон, галерея Тейт). Во многом лейтоновский академизм формируется под влиянием вкусов своего времени, он впитывает порой, возможно, бессознательно образы и живописные находки мастеров, находящихся в оппозиции Академии, и причудливым образом соединяет их с академической традицией. Хотя Лейтон входил в круг художников, противостоящих искусству прерафаэлитов, некоторые его произведения отмечены тем же чувственным началом, что и поздние картины Россетти. В 1890-е сенсуальность в трактовке созданных Лейтоном образов усиливается, иногда придавая полотнам налет эротизма (Купание Психеи, 1890, Лондон, галерея Тейт). В последнее десятилетие творчества мастера его палитра становится более светлой, воздушной, рисунок усложняется, обогащаясь линеарными ритмами, композиции все более перегружаются деталями — цветы, фрукты, лебеди, пена морского прибоя (Сад Гесперид, 1892, Порт Санлайт, Художественная галерея леди Ливер). Его холсты часто выполнены в форме тондо и схожи с декоративными панно. В героинях Лейтона, порой напоминающих одалисок, отразилось увлечение чувственной негой Ближнего Востока. Свое первое путешествие туда мастер совершил в 1868. Лейтон был интересным портретистом. В отличие от его аллегорических композиций портрет известного ориенталиста, поэта и переводчика, английского консула в Дамаске Ричарда Бертона (ок. 1872—1875, Лондон, Нац. портретная галерея) привлекает простотой формы. Пронзительный взгляд глубоко посаженных глаз несет в себе большую энергию. Крупно вылепленная голова, рельефно выступающая на темном фоне, кажется, создана рукой скульптора, а избранная художником точка зрения снизу выдает стремление к монументализации образа. Такое впечатление не случайно. Важной стороной творчества Лейтона было занятие скульптурой. Свою первую работу — Атлет, борющийся с питоном (Лондон, галерея Тейт) — он выставил в 1877. Именно в ваянии мастер был наиболее близок к классическому идеалу. Здесь нашло отражение его глубокое знание эллинского наследия. Любимый живописец королевы Виктории, Лейтон пользовался в свое время славой и был удостоен высоких наград и званий (в 1886 получил титул баронета, а в 1896, накануне кончины, стал пэром). Его роскошный дом на Холланд-Парк в Кенгсинтоне, в настоящее время являющийся музеем, прославился своим Арабским залом, а также музыкальными собраниями. С 1886 Лейтон занимал пост президента Королевской академии художеств. Этой своей службе он отдавался безраздельно, будучи талантливым администратором. Другие произведения: Данте в изгнании (1864, частное собрание), Сиракузская невеста (1865—1866), Разумная и Неразумная девы, (1866, роспись в Линдхерст-Черч), Плененная Андромаха (1885, Манчестер, Гор. художественная галерея).

Лит.: Ormond D. and R. Lord Leighton. New Haven, 1975.

Т. Воронина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me