Лембрук, Вильгельм

(Lehmbruck, Wilhelm)

1881, Майдерих, пригород Дуйсбурга — 1919, Берлин.

Немецкий скульптор. Принадлежал к шахтерской семье. Учился в Дюссельдорфе, в Художественно-промышленном училище (1895—1899) и в Академии художеств у Карла Янсена (1901—1906). В 1905 совершил поездку по городам Италии, где на него сильное впечатление произвели античные статуи и произведения Микеланджело. В 1907 посетил Париж. Ранние работы, традиционные по форме, отмечены влиянием символизма (Купальщица, 1902; В раздумье, 1907; Сон, 1907; Мать и дитя, 1907, все — Дуйсбург, Музей Вильгельма Лембрука). В 1910—1914 жил в Париже, где определился его индивидуальный стиль. К этому времени относятся крупные, свыше двух метров, статуи сильно вытянутых пропорций, замышлявшиеся скульптором как обобщенные образы внутренней раздвоенности современного человека, переживаемых им духовных коллизий (Коленопреклоненная, 1911; Возвышающийся, 1913; Задумавшаяся, 1913, все — Дуйсбург, Музей Вильгельма Лембрука). Истонченные фигуры, словно сжатые внешним давлением, врезаются в пространство ломкими силуэтами. Напряженные позы, резкие сгибы и пересечения длинных конечностей образуют дисгармоничную, конфликтную форму, в которой художник сближается с направлением экспрессионизма. В 1914 в связи с началом военных действий Лембрук вернулся в Германию, где некоторое время служил санитаром в Берлине, а затем военным художником в Страсбурге. Тяжкие впечатления войны ухудшили его душевное состояние, участившиеся приступы депрессии вызвали необходимость переезда в мирный Цюрих (1916). Работы последних лет жизни, оборванной самоубийством, проникнуты чувством глубокого отчаяния. Созданный в 1915—1916 Поверженный (Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания) падает на колени, бессильно раскинув руки и уткнувшись головой в землю, а поникшая поза Сидящего (1917, Дуйсбург, Музей Вильгельма Лембрука) выражает крайнюю степень угнетенности. В конце жизни Лембрук, отказавшись от колоссальных размеров, достигает большой эмоциональной выразительности в формах бюстов и лепке голов (Пьета <�Головы влюбленных>, 1918; Мыслитель, 1918; Молящаяся, 1918, все — Штутгарт, собрание семьи Лембрук).

Лит.: Вильгельм Лембрук. Скульптура. Живопись. Графика: Каталог выставки. 1982; Вильгельм Лембрук. Скульптура. Живопись. Графика / Авт.-сост. Б. И. Асварищ. М., 1987; Маркин Ю. П., Бугуева Ю. В. Вильгельм Лембрук. Скульптура. Графика. Живопись. Поэзия. М., 1989; Hoff A. Wilhelm Lehmbruck. Leben und Werk. Berlin, 1961; Salzmann S. Wilhelm Lehmbruck. Recklinghausen, 1981.

В. Крючкова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me