Лейс, Хендрик Жан Огюст

(Leys, Hendrick Jean Augest)

1815, Антверпен — 1869, Антверпен.

Бельгийский художник. Учился у Ф. де Бракелара в Академии художеств в Антверпене. Жил в Париже (1835—1839), где познакомился с живописью художников-романтиков, сблизился с Делакруа. Путешествовал в Голландию (1839), Германию (1852—1853), изучал произведения старых мастеров. Возвратившись в Бельгию, обосновался в Антверпене. Участвовал во Всемирных выставках в Париже (1855) и Лондоне (1862). О нем писали Т. Готье и Т. Бюрже. Создавал картины на исторические, литературные, бытовые сюжеты, портреты. Занимался монументальной живописью. Ранние произведения сер. 1830-х на романтические сюжеты исполнены в манере академической живописи (Испанские ведьмы, 1833, Антверпен, Королевский музей изящных искусств; Колдун предсказывает главарю бандитов его несчастливый конец, 1836, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). С подчеркнуто разработанной мимикой персонажей, театральной патетикой исполнены и полотна на сюжеты из фламандской истории — Резня в магистрате Лувена (1836, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) и Учреждение ордена Золотого руна (1840-е, частное собрание). Влияние старонемецкой и нидерландской живописи проявилось в разработке колорита, детально и вещественно выписанной обстановке интерьеров, улиц средневековых городов, костюмах персонажей (Бытовая сцена, 1835; В церковном притворе, 1860, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Продавец птиц, 1850-е, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). В традиции позднеромантической академической живописи на литературные сюжеты или темы "из жизни великих людей" исполнены картины Бургомистр Сикс у Рембрандта (1840-е, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Праздник в честь Рубенса, организованный конгрегацией стрелков (1840-е, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Популярные у фламандских мастеров сцены веселых многолюдных пирушек с живописными натюрмортами можно увидеть в полотнах Новый год во Фландрии (1840-е), Фламандская свадьба в XVII веке (1839, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), После пиршества (Брюссель, частное собрание). Теплый колорит, серебрящиеся краски, которыми написана утварь на столах, яркие костюмы персонажей придают картинам радостное, праздничное звучание. В 1857—1865 исполнил росписи ратуши в Антверпене на сюжеты из фламандской истории. Во фреске зала столовой Баттиста Паллавичини признает права горожан эпизод трактован в манере старых нидерландских мастеров. В Бельгии Лейс был признанным мастером исторической и бытовой живописи, имел много учеников и последователей.

Лит.: Lemonnier C. L’ecole Belge de peinture. 1830—1905. Bruxelles, 1906; Vanzype G. Leys et son l’ecole. Bruxelles, 1949; Haesaerts P. Histoire de la peinture moderne en France. Bruxelles, 1960.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me