Лейбль, Вильгельм

(Leibl, Wilhelm)

1844, Кёльн — 1900, Вюрцбург.

Немецкий живописец. В 1860—1863 учился у Г. Бекера в Кёльне. В 1864 едет в Мюнхен, где изучает художественные собрания музеев. С 1864 по 1869 занимался у Пилоти в мюнхенской Академии художеств. В 1869—1870 жил и работал в Париже. Испытал влияние Курбе, особенно после выставки французского художника в Мюнхене в 1869, а также импрессионистов. С 1873 по 1877 жил и работал в деревнях Верхней Баварии, затем в Мюнхене. В 1890-е вместе с художником Й. Шперлем жил в Кутерлинге. В 1898 путешествовал в Бельгию и Голландию. Писал бытовые сцены в интерьере и пейзаже, портреты. В ранних портретах (Фрау Гедон, 1868—1869, Мюнхен, Новая пинакотека; П. Сенеи Мерше, 1869, Будапешт, Музей изобразительных искусств; Автопортрет, 1882, Ганновер, Музей земли Нижняя Саксония) ощутим интерес к манере старых мастеров — Ван Дейка, Рубенса, Гольбейна. В портретах, написанных в годы пребывания в Париже (Кокотка, Старая парижанка, Старый господин Палленберг, все — 1870, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), усиливается внимание к передаче характерного в облике моделей, более разнообразной нюансировке палитры. Пластической определенностью форм отмечены портреты Скульптор Шрейтмюллер (1870-е, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро), Художник В. Трюбнер (1871—1872), Лина Киршдорфер (1872, оба — Винтертур, собрание О. Рейнхардта). Интерес к передаче характерного получает развитие в серии полотен, созданных в деревнях Верхней Баварии в 1873—1877. Образы крестьян в картинах Охотник (1876, Берлин, Гос. музеи), Деревенские политики (1876—1877, Винтертур, собрание О. Рейнхардта), Неравная пара (1876—1877, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) выделяются своей социальной конкретностью. Этот цикл Лейбля стал одним из высших достижений немецкой реалистической живописи 2-й пол. XIX в. Теме быта крестьян Верхней Баварии посвящены и картины 1880-х — Три женщины в церкви (1878—1882, Гамбург, Кунстхалле) и Браконьеры (1882—1886, Берлин, Гос. музеи). В 1890-е в Кутерлинге были созданы сцены в интерьере В кухне (1898) и Девушка у окна (1899, обе — Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), "портреты-типы" (Прядильщица, 1892, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), в которых образы трактованы с большим лиризмом, без подчеркнутого акцентирования характерного. Значительным произведением позднего творчества художника явился и Автопортрет (1896, Дрезден, Картинная галерея), ставший одним из значительных явлений немецкой реалистической живописи.

Лит.: Немецкие реалисты XIX века. Из художественных собраний ФРГ: Каталог выставки. М.; Л., 1974; Rompler K. Wilhelm Leibl. Dresden, 1955; Retzet M. Leibl und sein Kreis: Katalog. Munchen, 1974; Langer A. Wilhelm Leibl. Leipzig, 1977.

Е. Федотова

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me