Египет

Древний, древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. По исчислению египетского жреца Манефона (конец IV — начало III вв. до н. э.), до 341 до н. э. (второе завоевание Египта персами) было 30 династий. Древнеегипетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сформировались локальные художественные школы. Проявились яркие творческие индивидуальности. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие — в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно — в рельефе и живописи; текстура камня и дерева — в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости — одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).

Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в период I и II династий (около 3000 — около 2800 до н. э.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба). Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика, строгая фронтальность (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тысячелетия до н. э., Египетский музей, Каир). В период Древнего царства (около 2800 — около 2250 до н. э.) найденные ранее художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона — пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н. э.). Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещенными ногами), торжественно статичные портретные статуи отличаются ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Египетский музей, Каир, писца Каи, Лувр), объёмы изваяний обобщены; складки одежды, парики и головные уборы, ювелирные украшения тщательно проработаны.

В эпоху Среднего царства (около 2020 — около 1700 до н. э.)пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций — мастабы сменились скальными гробницами, с двух- или четырехколонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Расширилось строительство ирригационных сооружений. Усилился рост городов (остатки г. Кахун в районе Файюма), в застройке которых проявилось классовое неравенство: маленькие глинобитные хижины тесных жилых кварталов, отделённые стеной от аристократической части города, резко отличались от дворцов (кирпич-сырец) с помещениями, украшенными росписями, с колоннами и портиками, галереями, внутренними дворами. В изобразительном искусстве усилились тенденции к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, XXI в. до н. э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, XIX в. до н. э., разные музеи мира); намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.

Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (около 1580 — около 1070 до н. э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Мягко моделированные статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии стали изящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, начало XV в. до н. э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец XV в. до н. э.). В наземных храмах, развивавших идею грандиозной архитектурно-пространственной композиции, основными элементами стали развёрнутые по продольной оси открытый двор, обнесённый колоннадой, гипостиль с рядами монументальный лотосовидных или папирусовидных колонн и святилище со статуями богов; вход в храм оформлялся двумя пилонами, перед которыми воздвигались обелиски и статуи (храмы в Карнаке и Луксоре).

Искусство времени Эхнатона (первая половина XIV в. до н. э.; стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон — современный Эль-Амарна) отличается полемической заострённостью образов, почти гротескной трактовкой индивидуальных болезненно- уродливых черт фараона и членов его семьи. К концу правления Эхнатона скульптурные портреты характеризуются аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами древнеегипетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити (Государственные музеи, Берлин-Далем). Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта середины XIV в. до н. э. постепенно приобретало, однако, оттенок академической холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона — золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефами и росписями). Традиции эпохи Эхнатона сохранялись в работах ряда мастеров Фив и Мемфиса. Некоторые произведения отличаются острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка (рельеф с изображением плакальщиков, ГМИИ). Искусству второй половины XIV в. до н. э. свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке со 134 массивными колоннами). Вновь получил распространение скальный тип храма (Абу-Симбел). В изобразительном искусстве усилилась идеализация образов фараона (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле). Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, мебель). Подчиняющиеся основным стилистическим закономерностям древнеегипетского искусства бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки. Последний расцвет древнеегипетское искусство пережило при фараонах так называемый Саисской династии (VII в. до н. э.). Характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные статуи и рельефы отмечены академической отвлечённостью. Некоторые произведения наделены выразительной портретной характеристикой (статуя Мантуэмхета, Египетский музей, Каир). После завоевания страны Александром Македонским (IV в. до н. э.) искусство Египта включилось в сферу эллинистического искусства, позднее — искусства Рима Древнего. Культовая архитектура этого времени, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 237-57 до н. э.). Оригинальный сплав древнеегипетской и римской традиций представляют собой файюмские портреты. С переходом Египта под власть Византии (конец IV в.) сложился один из местных вариантов раннехристианской культуры — коптское искусство. С VII в. в Египте развивалась одна из ведущих школ средневекового арабского искусства (см. Египет, Арабская Республика Египет).

Египет

Махмуд Мухтар. Монумент "Пробуждение Египта" перед зданием университета в Каире. Гранит. 1919 — 1928.

Египет. Рис. 2

Мамлюкские минареты в Каире. 14 — 15 вв.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, 2 изд., т. 1, М., 1970; В. В. Павлов, Искусство Древнего Египта, М., 1962; М. Е. Матье, Искусство Древнего Египта, в кн.: Искусство Древнего Востока, М., 1968; Aldred С., The development of Ancient Egyptian art, v. 1-3, L., 1952; Lipinska J., Sztuka egipska, Warsz., 1982.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЕГИПЕТ — (Egypte, Egypt), Арабская Республика Египет (АРЕ) — гос-во на сев.-вост. Африки и на Синайском п-ве Азии. До 1914 — тур. вице-королевство, с 1914 — брит, протекторат, 1922 — королевство, 1953 — республика. В февр. 1958 — сент. 1971 — Объединенная Араб. Филателистический словарь
  2. Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос-во на С.-В. Африки и на Синайском п-ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др.-егип. Топонимический словарь
  3. Египет — (Egypt, арабское Миср), гос-во на СВ. Африки, в ниж. течении р. Нил и на Синайском п-ове в Азии. Пл. 1002,1 тыс. км², столица Каир. Гос-во в долине Нила существует с конца IV тысячелетия до н. э.; расцвет Древнего Египта пришёлся на XVI–XV вв. до н. Словарь географических названий
  4. ЕГИПЕТ — (Древний) — раннерабовладельческое гос-во в Африке, в сев. части долины Нила. ===== Буржуазная историография, основываясь преимущественно на формах политич. надстройки, усматривает в Древнем Египте существование феодализма (Э. Мейер (нем.), Дж. X. Советская историческая энциклопедия
  5. Египет — I Еги́пет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10—6-м тыс. до н. э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории... Большая советская энциклопедия
  6. Египет — НАЗВАНИЕ (евр. Мицраим (Быт 10:6)) В остальных случаях название этой страны передается в Синод. пер. Библии как Е. Слово «мицраим» представляет собой форму двойств. числа (служ. в евр. яз. для обозначения парных понятий, как, напр. Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. ЕГИПЕТ — (Арабская Республика Египет) государство в Северной Африке. Столица — г. Каир. Административное деление — 27 губернаторств (мухафаз). Губернаторства делятся на округа (марказы), округа — на районы (нахии). Форма правления — республика (до 1952 г. Словарь по конституционному праву
  8. Египет — (Мицраим; Исх 1:1) — одна из древнейших и замечательнейших стран на лице земли. Египет граничит к ю. с Ефиопиею, к с. Средиземным морем, к в. с Черным морем, к з. песчаною возвышенностью Сахары и Ливийскою пустынею. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  9. Египет — • Aegyptus, Αἴγυπτος 1. как мифологическое лицо: ó Αἴγυπτος, сын Бела, двойничный брат Даная, покоривший страну Меламподов и назвавший ее по своему имени Египтом. Данай имел 50 дочерей, Египт 50 сыновей. Словарь классических древностей
  10. Египет — Ег’ипет (от финикийского «ай-габт» — изогнутый берег) — одно из величайших и могущественнейших царств глубокой древности, достигшее расцвета вскоре после постройки первых городов Нимрода в Вавилонии и Ассирии, и процветавшее многие столетия. Библейский словарь Вихлянцева
  11. Египет — (Миср), Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль-Арабия), — гос-во на С.-В. Африки и Синайском п-ове в Азии. Пл. 1002 тыс. км2. Нас. 46,5 млн. чел. (кон. 1983). Столица — Каир. Е. состоит из 25 губернаторств. Офиц. язык — арабский. Горная энциклопедия
  12. Египет — Еги́пет др.-русск., ст.-слав. (Ι)Егѵпьтъ (Супр., Клоц.). Из греч. Αἴγυτος. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. ЕГИПЕТ — ЕГИПЕТ (араб. Миср) — Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль-Арабия) — государство на северо-востоке Африки и на Синайском п-ове в Азии. 1001,4 тыс. км2. Население 57 млн. Большой энциклопедический словарь
  14. Египет — I (греч. Αϊγυπτος; лат. Aegyptus; фр. Egypte; англ. Egypt; нем. Aegypten; итал. Egytto; арабск. Masz). Положение, границы. Страна... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона