Школа В Социологии Органическая

Направление в социологии конца XIX — нач. XX вв., отождествлявшее об-во с организмом и строящее объяснение  соц. жизни на биологич. закономерностях. Об-во сравнивалось с организмом многими авторами (Платон,  Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер). Но в отличие от своих предшественников представители Ш. в со. — П. Ф. Лилиенфельд (Россия), А. Шеффле (Германия), Р. Вормс, А.Зспинас (Франция) — утверждали, что "об-во и есть организм". Они подыскивали все новые аналогии. доказывая (в различн. вариантах) тождество об-ва и организма. Лилиенфельд приписывал об-BV все черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов (роль  кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга — правительство). Шеффле рассматривал экономич. жизнь  об-ва как обмен  веществ в организме. В нач. XX в. концепции Ш. в со. утратили популярность на фоне новых подходов. По сравнению с попытками рассматривать об-во как продукт  произвольного соглашения между индивидами органич. подход  был известным шагом вперед. Однако в целом концепции Ш. в со. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-историч. изучение соц. явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, соц. закономерности подменялись биологич., целый ряд явлений обществ. жизни (конфликты,  классовая борьба  и т. д.) совершенно игнорировался или объявлялся "болезнями организма". Обществ. развитие  должно, по мнению сторонников Ш. в со., происходить путем эволюции. В.Б. Ольшанский.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me