Теории Солидарности

Понятие  солидарности употреблялось, гл. обр., в трудах франц. социологов. Согласно О. Конту, соц. солидарность  создается в основном постоянным распределением  различн. видов человеческого труда.  В концепции Э. Дюркгейма солидарность — одно из центральных понятий. Он различал два ее вида: механическую и органическую. Механическая — характеризует примитивные, недифференцированные об-ва и создается коллективным сознанием  кланов. Органическая — формируется вместе с разделением обществ. труда, с развитием  к-рого индивиды,  выполняющие частичные функции, становятся все более зависимыми друг от друга. Механическая солидарность, существующая вначале одна или почти одна, утрачивает почву, мало-помалу берет верх органическая солидарность,  таков исторический закон.  Одновременно Э. Дюркгейм анализировал и те случаи, когда разделение труда  не создает солидарности. Это происходит при аномическом разделении труда, где отсутствует регулирующий орган, при принудительном разделении труда и в тех случаях, когда функциональная деятельность  каждого индивида недостаточна. Для Дюркгейма солидарность является синонимом обществ. состояния. Возникающие и сосуществующие вместе с солидарностью конфликтные явления он трактовал исключительно как выражение патологии социальной (см.). В современной социологии термин  "солидарность" редко употребляется. Солидарность является существенным элементом соц. интеграции, но не тождественна ей, так как существуют альтернативные интегрирующие элементы  (экономич. принуждение,  политич. насилие  и т. п.). А.Б. Гофман.

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me