Мэмфорд (mumford) Льюис

(1895-1990) — американский философ и социолог. Представитель негативного технологического детерминизма.  В своих многочисленных работах  по социальным проблемам  техники, урбанизации, истории и теории искусства, архитектуры, морали, религии, культуры в целом (основные сочинения: "История  утопий", 1922; "Техника  и цивилизация" , 1934; "Искусство  и техника", 1952; "Превращения человека" , 1956; "Город  в истории", 1966; "Миф о машине", 1967-1970; "Интерпретации и прогнозы" , 1973 и др.). М. выступал против чрезмерной технизации общества, приводящей к порабощению человека техникой. Отвергает как неверную точку зрения, которая придает центральное место и направляющую функцию в человеческом развитии орудиям труда.  Не меньшую, а гораздо большую роль  в развитии человека и общества, считает М., играют статические компоненты техники, своеобразные контейнеры различных типов, начиная от хижин, корзин и ловушек и вплоть до гигантских химических реторт, атомных реакторов, каналов и городов. Еще более важное значение  М. придает происходящим в процессе  развития общества видоизменениям лингвистических и иных символов, различным культурным формам,  переменам в социальной организации и эстетическим замыслам, их художественным воплощениям. Во взаимодействии орудий труда и культуры, представляющей собой совокупность  символических форм, производство  все новых и новых символов обгоняет производство орудий труда, способствуя развитию более ярко выраженных технических способностей, а потому играет более важную роль, чем утилитарное использование орудий труда. В работе "Техника и цивилизация" М. подчеркивал, что техника своим развитием  обязана мифу, игре, фантазии, различным формам ритуала,  песни, танца, занимающим в жизни человеческих сообществ (от примитивных до самых высокоразвитых) более важное место, чем утилитарный ручной или оснащенный техникой труд. С его точки зрения, контроль  над психосоциальной средой на основе выработки общей символической культуры в развитии общества был более существенным, значительно предшествовал и опережал производимый при помощи орудийной техники контроль человека над внешней средой. При таком подходе  приоритетное значение придается возникновению языка  как коллективного продукта  и средства умственной концентрации древнего человека. Ибо только тогда, когда знание  и опыт могли быть накоплены в символических формах и передаваться при помощи произнесенного слова от поколения к поколению, утверждал М., стало возможным сохранять каждое новое культурное приобретение от разрушения течением времени или с исчезновением предшествующего поколения. М. утверждал, что человек является существом, главным образом "использующим ум", производящим символы,  что и соответствует определению homo sapiens, основой развития которого с самого начала было создание важных типов символического выражения, а не более эффективных орудий труда. Однако технократическое представление о человеке как производителе орудий и их использователе привело, в конце концов, считает М., к тому, что инициатива  и главная роль от работника, который управлял машиной, перешла к машине, управляющей работником. Эта антигуманная тенденция  использования техники находит свое концентрированное воплощение, по мнению М., в бездушной и безличной мегамашине, т.е. предельно рационализированной, технократической социальной организации, построенной на жестком принципе  единоначалия. Мегамашина.  Е.М. Бабосов

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me