Мэйо (мауо) Джордж Элтон

(1880-1949) — американский социолог и психолог, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины "человеческих отношений". Начиная свое образование,  он специализировался на изучении этики, философии и логики, а позже, в Шотландии — медицины и психопатологии. Большое влияние  на формирование взглядов М. оказали идеи Э. Дюркгейма и З. Фрейда . Переехав в США, он продолжил образование в университете  Квинсленд в Брисбэне (1919-1923) и в Школе финансов и коммерции при Пенсильванском университете в Филадельфии (1923-1926). После завершения учебы М. работает в качестве профессора индустриальной социологии в Высшей школе делового администрирования Гарвардского университета (1926-1947). Значительный вклад в развитие  социологии управления и индустриальной социологии внесли научные исследования М. в Западной электрической компании близ Чикаго (знаменитые Хоторнские эксперименты,  1927-1932), которые сделали М. влиятельной фигурой в рамках школы человеческих отношений. Анализ  Хоторнских экспериментов он изложил в работе "Человеческие проблемы индустриальной цивилизации" (1933), которую считают его наиболее важной книгой. М. также предложил программу рекомендаций по персоналу, в которой он обращается к специфическим потребностям индустриальных рабочих, не получающих удовлетворения от своей работы в больших организациях.  Его партнеры Ф.Й. Ротлисбергер и У.Дж. Диксон суммировали результаты исследования в работе "Управление  и рабочий" (1939). Отдельные части этого исследования — это касается массива данных, отношений труда  и управления, неформальных взаимоотношений между фабричными служащими — интересны для специалистов до сих пор. После Хоторнских экспериментов М. возглавил отдел исследований индустриальных отношений в Высшей школе делового администрирования Гарварда. Исследуя воздействие различных факторов (условия и организация труда,  заработная плата,  межличностные отношения  и стиль руководства)  на производительность труда на промышленном предприятии, М. показал особую роль  человеческого и группового фактора  в ее повышении. Вслед за Дюркгеймом он считал, что научно-технические достижения опередили социальные навыки  и установки человека,  одним из следствий чего стало широкое распространение аномии. Это было очевидно на примере спонтанной организации неформальных группировок в промышленности, как показали Хоторнские эксперименты. Обобщив эмпирические данные,  М. сформулировал социальную философию менеджмента.  В ее основе лежат следующие принципы:  1) человек — "социальное  животное", предрасположенное к групповому поведению и включенное в него; 2) жесткая иерархия  подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители  индустрии должны ориентироваться в большей мере на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность  общества и удовлетворенность индивида  своей работой. Рационализация  управления, учитывающая социальные и психологические аспекты труда — основной путь решения социальных противоречий. Основой социальной практики доктрины "человеческих отношений" был принцип замены индивидуального вознаграждения  групповым (коллективным), экономического — социально-психологическим (благоприятный морально-психологический климат, повышение удовлетворенности трудом, использование демократического стиля руководства). Вместе с этим предлагались новые пути и средства повышения производительности труда: "паритетное управление", "гуманизация труда", "групповые решения", "просвещение  служащих" и т.п. М. выступал за развитие социальной подготовки менеджеров, способных наладить эффективное управление группами рабочих в промышленности, обеспечивая социальное закрепление и повышая значение  наемных рабочих и тем самым устраняя причины аномии. Вместе с тем предполагалось сохранить способность промышленности укреплять и кооперативный дух в общ-ве, иначе оно будет ослаблено индивидуализмом. Его идеи оказали влияние на практику и на идеологию менеджмента, а также на последующие социальные исследования в промышленности. В.А. Балцевич

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me