Маркузе (markuse) Герберт

(1898-1979) — немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы . Сооснователь Франкфуртского института  социальных исследований вместе с Адорно   и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 — эмигрировал в Женеву. В США — с 1934. В 1939-1950 работал  на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954). Калифорнийском (1955-1964) университетах и университете  в Сан-Диего (1965-1976). Основные труды:  "Онтология  Гегеля и основание теории историчности" (1932); "Разум и революция. Гегель и становление социальной теории"  ; "Эрос и цивилизация.  Философское исследование  учения Фрейда" ; "Советский марксизм.  Критическое исследование" (1958); "Одномерный человек:  Исследование по идеологии развитого индустриального общества" ; "Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине" (1967); "Негации. Эссе по критической теории" (1968); "Психоанализ  и политика"  (1968); "Эссе об освобождении" (1969); "Идеи к критической теории общества" (1969); "Контрреволюция  и восстание"  (1972); "Эстетическое измерение:  К критике марксистской эстетики" (1977) и др. На начальном этапе своего философского творчества, часто квалифицируемом как "хайдеггерианский марксизм"  и совпавшем с пребыванием М. во Фрейбургском университете (1928-1932), мыслитель находился под влиянием  идей М. Хайдеггера. К периоду знакомства с ним М. уже имел ученую степень доктора немецкой литературы (1922), серьезно штудировал тексты  Маркса и располагал солидным политическим опытом участия в Ноябрьской (1918) революции в Германии, примыкая к СДПГ. Однако М. не устраивала ортодоксальная марксова доктрина социал-демократов, недооценивавшая философские аспекты этого учения. Испытывая настоятельную потребность  в придании историческому материализму  Маркса подлинно философского фундамента, М. обращается к хайдеггеровской аналитике Dasein,  видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии. В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в контексте  философской антропологии, М. усмотрел искомый идеал  т.наз. "конкретной философии". Однако после знакомства с ранее не опубликованными "Философско-экономическими рукописями 1844 года" Маркса наметился радикальный разрыв М. с идеями Хайдеггера, которые кажутся ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности. При этом влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах М. Следующий период творчества М. характеризуется отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий Маркса. В качестве объекта  исследования у М. выступила новая квазиреальность в виде "технологической рациональности": на первый план  выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и т.п., а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением  природы. Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно М., порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного, и, как результат, — господство  человека над человеком. На данном этапе своего творчества М. активно применял категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (идеи о неизбывном конфликте  между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс  все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос  и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения М., конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не неизбывен, он присущ лишь "специфически исторической организации человеческого существования". "Влечение  к жизни" (Эрос) и "влечение к смерти" (Танатос)  несовместимы с "правилами игры" цивилизации. Они подавляются обществом  и сублимируются (Эрос) либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда — покорения природы и на внутренний мир — в ипостаси совести. "Принцип реальности"  Фрейда, в основе которого лежит факт  нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно М., в настоящее время  трансформировался. Общественно значима не только и не столько сама нужда,  сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению М., на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное  давление ("прибавочная репрессия"). Принцип  реальности эволюционирует в "принцип производительности" . По мнению М., достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую "ложных" материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты  от ненужного подавления, тело  может стать самодостаточной целью,  труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по М., всевозрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля. Результатом этого процесса  в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование "одномерного человека" — объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением  к социуму  и включенного в потребительскую гонку. Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по М., только через "Великий отказ" от господствующих ценностей как капитализма,  так и тоталитарного социализма  ("культурная революция" ), а революционные инициативы становятся уделом социальных аутсайдеров (люмпенизированных слоев) вкупе с радикальной интеллигенцией и студентами. М. принадлежал к идеологам "новых левых", но позже отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения. В конце жизни М. безуспешно пытался осуществить разработку новых моделей и типов рациональности, призванных освободить чувственность из-под гнета культуры. В ряде поздних работ, в которых М. анализировал глубинные истоки человеческого бытия, вновь сказалось некоторое влияние взглядов Хайдеггера. В основании современной индустриальной цивилизации, по М., лежит определенный исторический проект  в виде вполне конкретного отношения человека к миру, мышления — к деятельности в нем. Этот проект М. именовал "технологическим проектом" или технологической рациональностью,  суть которой в том, чтобы поработить природу и приспособить ее к человеку. Но это стремление, согласно М., оборачивается против самого человека как части природы, в чем и заключается иррациональность репрессивной рациональности, глубоко укорененной в самом бытии. также: "Разум  и революция"  (Маркузе), "Одномерный человек" (Маркузе), "Эрос и цивилизация"  (Маркузе). А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me