Лукач Дьердь

(Lukacs, George) (1885-1971) — широко известный венгерский марксист, философ и литературный теоретик. Молодой Лукач посещал университеты  Будапешта, Берлина и Гейдельберга, где учился при Георге Зиммеле и Максе Вебере. В конце первой мировой войны присоединился к Коммунистической партии и стал депутатом-комиссаром образования в недолговечной Венгерской советской республике 1919 г.  Литературные письма, в которых он предпринял попытки развить марксистскую теорию эстетики, сделали его теоретиком международного значения. Наиболее известная книга  Лукача — "История  и классовое сознание"  (1923) — охватила несколько важных тем: значение  Гегеля для интерпретации Маркса; теорию Маркса об отчуждении; отношения между идеологией, классовым сознанием  и революцией. Способами, повлиявшими позже на членов западноевропейских "новых левых" w франкфуртской школы критической теории, Лукач приводил доводы против сциентистских интерпретаций марксизма,  подчеркивая важность исторической практики. В некотором противоречии с этим он, тем не менее, оказал сильную поддержку ленинским концепциям  ведущей роли коммунистической партии. В 1930 г. Лукач переехал в Советский Союз, где оставался до 1945 г., после чего был назначен профессором эстетики и философии в Будапештском университете. Он всегда оставался спорной фигурой, обвиненный критиками в примирении со сталинизмом. Но в ходе венгерского народного восстания 1956 г. получил пост министра культуры в правительстве Имре Надя. Другие известные работы включают "Теорию романа" (1920), "Исторический роман" (1937), "Молодой Гегель" (1948), "Значение современного реализма"  (1963), "Об эстетике" (1963), "Солженицын" (1969).

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me