Блумер (blumer) Герберт

(1900-1987) — американский социолог и психолог. В 1925-1952 — в Чикагском, с 1952 — в Калифорнийском (Беркли) университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж.Г. Мида . Пытался переинтерпретировать методологические установки прагматизма  (в варианте инструментализма  Дьюи) в терминах теории своего учителя. В 1937 предложил термин  "символический интеракционизм"  для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули — и Морено — ). Основная работа  Б., излагающая его концепцию символического интеракционизма,  — "Символический интеракционизм. Перспективы и метод"  (1969). Б. исходил из установки Дьюи на определение  значения объекта  исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект — то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие  привычным, позволяет его институционализировать. В самом же взаимодействии можно выделить два уровня: 1) несимволический (объединяющий все живое) и 2) символический (свойственный только человеку) . Люди производят жесты и интерпретируют жесты других, их поведение  словесно отображается и "задается" во многом языком. Действия с символами предваряют, как правило,  практически-преобразовательное действие.  Посредством знаковой деятельности мы задаем дистанции, т.е. структурируем внешний мир. Развивая и изменяя значения, мы тем самым изменяем и сам мир. Поскольку социальная жизнь  является в конечном счете продуктом интерпретаций, оценок и определений, продуцируемых индивидами, координирующими свое поведение, ее исследование  должно быть ориентировано на осмысление символических процессов действующих субъектов и поддерживающих действие структур. Конституирующие реальность интерпретации действуют на двух уровнях — внутреннего и внешнего общения. Внутреннее общение  продуцирует интерпретации как результат взаимодействия между двумя "Я". Первое — "Мое", т.е. видение себя глазами других, близкое "отраженному (зеркальному) Я" Кули (символы  способны вызывать во мне ту же реакцию, что и у других). Второе — собственно "Я", как "субъективное Я" (мое видение самого себя). Второе "Я" — источник креативности, первое "Я" задает дистанцию по отношению к самому себе, позволяя занимать рефлексивную позицию. Внешнее общение задается стремлением к результату и кооперированию действий для его достижения с другим. Во внешнем общении от меня (как и от любого другого участвующего актора)  требуется умение "принимать роль  другого". (Это требование расспространяется и на исследователя, отрабатывающего свои теории в ходе "разведок" и "проверок", позволяющих согласовать понятийный уровень социологии с фактическими событиями эмпирического мира.) На уровне же повседневных практик эта процедура  необходима для согласования взаимных усилий на основе выявления образа  "обобщенного другого" (Дж.Г. Мид). Следовательно, любое действие всегда есть "диалог" , который человек ведет с самим собой и другими. В этой связи Б. рассматривает проблемы формирования коллективного ("обобщенного") действия и одним из первых вводит в социологию тему массового общества. Общество  у него в целом задается процессуально через ситуации, в которых встречаются конструктивно действующие во взаимодействии индивиды,  постоянно рефлексирующие и "дефинирующие", т.е. порождающие дефиниции как идентификации мира, предзадающие предполагаемые способы обращения с предметами (объектами). Теоретическая программа  Б. вылилась в требования методологического и методического переосмысления социологии, критику классических социологических доктрин, переоценку роли и сути социогуманитарного знания в целом. В.Л. Абушенко

Источник: Большой толковый социологический словарь на Gufo.me