МОСС

Мосс (Maiiss) Марсель (10.05. 1872, Эпиналь 10.02.1950, Париж) — французский социолог и социальный антрополог, заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском университете. Мосс был племянником, учеником и сотрудником Дюркгейма и принимал активное участие в дюркгеймоаской социальной школе. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора II серии журнала "L`.Annce sociologiqne" (1925 1927).

В политическом плане Мосс был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, Мосс тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования "целостного человека" в единстве его социальных, психических и биологических свойств.

В отличие от Дюркгейма, Мосс не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись главным образом на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа Мосса, ставшая классической,- "Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925), в которой он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по Моссу, формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар — что обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении Мосс выдвинул идею "целостных социальных фактов": ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религ. и т. д.

Большое научное значение имели и др. исследования Мосса, в частности "О некоторых первобытных формах классификации" (1903, в соавторстве с Дюркгеймом), "Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах" (1906, при участии А. Беша), "Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я" (1938) и др. В области общей социологической теории идеи Мосса, особенно идея "целостных социальных фактов", оказали олределенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Работы Мосса и его преподавательская деятельность повлияли на развитие раиличных отраслей социального знания, и частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др.

Соч.: 1) Manuel d`ethnographie. P., 1947. 2) Sociologie et anthropologie. P., 1950. 3) Oeuvres. Т. 1--3. P., 1968-1969.

Источник: Социологический энциклопедический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОСС — МОСС (Mauss) Марсель (10 мая 1872, Эпиналь – 10 февраля 1950, Париж) – французский социолог и этнограф. Племянник Э.Дюркгейма [ДЮРКГЕЙМ], его ученик. Получил философское образование. Новая философская энциклопедия
  2. Мосс — I (Mauss) Марсель (10.5.1872, Эпиналь, — 10.2.1950, Париж), французский этнограф и социолог, заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов Практической школы высших исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Большая советская энциклопедия
  3. Мосс — Марсель Мосс (Mauss) (1872-1950) франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма. Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек-рые ее важные положения. Словарь по культурологии
  4. МОСС — МОСС (Mauss) Марсель (1872-1950) — французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований... Новейший философский словарь