МОСС

МОСС (Mauss) Марсель (1872-1950) — французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий «нецивилизованных народов» (1901). Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии. Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма, племянником, учеником и сотрудником которого он был. Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии «первобытных» обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, — «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925) — основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию «дара» повлияли идеи Дюркгейма, Зиммеля, работы Веблена, Боаса, Малиновского. М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар — элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения «целостного» человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения. Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. МОСС — МОСС (Mauss) Марсель (10 мая 1872, Эпиналь – 10 февраля 1950, Париж) – французский социолог и этнограф. Племянник Э.Дюркгейма [ДЮРКГЕЙМ], его ученик. Получил философское образование. Новая философская энциклопедия
  2. МОСС — Мосс (Maiiss) Марсель (10.05. 1872, Эпиналь 10.02.1950, Париж) — французский социолог и социальный антрополог, заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900)... Социологический словарь
  3. Мосс — I (Mauss) Марсель (10.5.1872, Эпиналь, — 10.2.1950, Париж), французский этнограф и социолог, заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов Практической школы высших исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Большая советская энциклопедия
  4. Мосс — Марсель Мосс (Mauss) (1872-1950) франц. социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма. Приверженец социологии Дюркгейма в целом, М. в неявной форме пересмотрел нек-рые ее важные положения. Словарь по культурологии