"ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ"

«ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ» (Τὰ τῶν Χαλδαίων λόγια) – восстанавливаемое по цитатам из позднейших авторов собрание гексаметров, возникшее в кон. 2 в.; отражает среднеплатонические представления о божестве и структуре универсума с сильной гностической окраской, отмеченные влиянием восточной теургии и магии. Из философов того времени наиболее близок «Халдейским оракулам» Нумений [НУМЕНИЙ].

Во главе иерархии универсума – отец (или отчая монада, μονὰς πατρική, отчее начало, надмирная отчая бездна, а также отчий, или первый, ум и т.п.), трансцендентный миру, погруженный в безмолвие и невыразимый, иногда описываемый как невещественный тонкий огонь. Отец вместе с мощью и умом (каковой есть второй ум, а также Геката, объединяющая отца и его мощь, демиург и мировая душа) составляют триаду умопостигаемого мира: в ней – засевы всех вещей, ее отблески – во всех мирах. Затем – боги, находящиеся выше небесных сфер (ἄζωνοι): передающие волю отца Иинги, уподобители и хранители, или стражи; и боги, находящиеся на небесных сферах (ζωναῖοι). Человеческая душа, искра небесного огня, по своеволию низвергается в здешний мир и облекается телом. Но если ей удается очиститься, она избегает неразумия рока, вновь восходит в мир горний и возвращается к отцу.

Начиная с Ямвлиха, «Халдейские оракулы» становятся одним из священных текстов школьного платонизма в Сирийской, Пергамской и Афинской школах, чтение которого наряду с орфическими теогониями завершало курс платоновской философии. Совмещение содержащихся в «Халдейских оракулах» среднеплатонических элементов с платонизмом плотиновской и постплотиновской разработки составляло одну из существенных проблем в освоении этого текста; однако потребность в священном тексте, обострившаяся в платонизме, оценившем к концу 3 в. значение христианства и роль Священного Писания, заставляла находить решения.

Авторы, наиболее отмеченные влиянием оракулов, – Порфирий, Ямвлих, Арнобий, Марий Викторин, Синесий, Прокл, Дамаский, Михаил Пселл, Георгий Гемист Плифон.

Сочинение Порфирия «О философии, почерпнутой из оракулов» (большинство фрагментов в «Подготовке Евангелия» Евсевия), показывающее необходимость почитать разных оракулов, содержало (Леви) или должно было бы содержать (Доддс) отсылки и к «Халдейским оракулам», хотя у большинства исследователей (начиная с Вольфа, издавшего эти фрагменты Порфирия в 1856) это вызывает сомнение. Но в «О нисхождении души» (множество цитат и ссылок прежде всего у Августина в кн. X «О граде Божьем», гл. 9, 10, 16, 21, 26–29) уже обильно цитируются «Халдейские оракулы». Порфирий объясняет значение халдейской теургии для очищения неразумной части души и восхождения ее к горнему миру до уровня звезд, отводя более высокую роль философии, единственно способной полностью очистить избранные души и возвести их к более высокому началу. Помимо этого Порфирию принадлежали «Комментарий на [оракулы] Юлиана Халдея» («Суда»), «Толкование [халдейских] оракулов» (Ioh. Lyd. De Mensibus 4, 540) и некая книга, в которой толкуются (εἰς μέσον προάγει) «Халдейские оракулы» (Эней из Газы, «Теофраст», р. 45, 4 Colonna), их соотношение между собой и другими его сочинениями крайне проблематично. Благодаря Порфирию «Халдейские оракулы» знают латинские авторы (Арнобий, возможно, Лактанций, Марий Викторин, Августин) и Синесий.

В отличие от Порфирия Ямвлих и вслед за ним Прокл, по замечанию Пселла, признают превосходство «Халдейских оракулов» перед методами традиционной греческой философии. Ямвлиху принадлежало сочинение о «Халдейских оракулах», Дамаский (De prim, princ. II 1, 1, p. 1, 8 Westerink и примечания к этому месту на с. 215–216) ссылается на 28-ю кн. его «Халдейской теологии». Однако в дошедших до нас его сочинениях – прежде всего в «Египетских мистериях» – можно найти только аллюзии к «Халдейским оракулам» (сводка в изд. des Places, p. 24–29). Прокл изучал тексты Порфирия и Ямвлиха, посвященные «Халдейским оракулам» (Marin. Vita Procli, 26), и сам написал к ним комментарий.

Характер текста и, вероятно, историю создания «Халдейских оракулов» на основе свидетельств Михаила Пселла, опиравшегося на Прокла (см. Appendice в изд. des Places), можно представить так: Юлиан Халдей мог вопрошать самого Платона и фиксировать как оракулы платоновские речения, которые сходили с уст Юлиана-сына, которого он использовал как медиума (А.Д.Саффре). Само появление этого текста в конце 2 в. свидетельствует о том, что язычники оценили значение Священного Писания христиан для построения истинного учения (ср. ʼΑληθὴς λόγος Цельса) и таким экстравагантным образом обеспечили последующий платонизм «священным текстом».

Фрагменты:

1. Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hildesheim, 1962);

2. Oracles Chaldaïque avec un choix de commentaires anciennes, texte ét. et trad. par Ed. des Places, 3-е tir. revu et corrigé par A.Segonds. P., 1996.

Литература:

1. Eclogae e Proclo de philosophia chaldaica, ed. A.Jahn. Halle, 1891;

2. Bidez J. Vie de Porphyre. Gand., 1913 (repr. Hildesheim, 1964);

3. Theiler W. Die chaldaïschen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942, перепечатано в: Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966;

4. Cumont F. Lux perpetua. P., 1949;

5. Festugière A.-J. Hermétisme et mystique païenne. P., 1967;

6. Idem. La Révélation dʼHermès Trismégiste, vol. 3. P., 1953;

7. Kroll G. De oraculis chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hildesheim, 1962);

8. Lewy H. Chaldaen Oracles and Theurgy. Le Caire, 1956;

9. nouvelle édition par M.Tardieu. P., 1978 (в этом новом издании Compléments, среди которых: Dodds E.R. New Light on the «Chaldaean Oracles» è Hadot. P., Bilan et perspectives sur les «Oracles chaldaïques»);

10. Saffrey H.D. Les néoplatoniciens et les oracles chaldaïques. – «Revue des Études Augustiniennes» 1981, 27, p. 209–225 (= Recherches sur le néoplatonisme après Plotin. P., 1990, p. 63–79);

11. Idem. Nouveaux oracles chaldaïques dans les scholies du Paris. Gr. 1853. – «Revue de Philologie», 1969, 43, p. 59–72 (= Recherches sur le néoplatonisme après Plotin. P., 1990, p. 81–94);

12. Woodhouse G.M., Gemistos Plethon. The Last of the Hellenes. Oxf., 1986 (особенно р. 48–61: The Chaldaen Oracles);

13. Hadot P. Théologie, exégèse, révélation, écritures, dans la philosophie grecque. – Les règles de lʼinterprétation, éd. par M.Tardieu. P., 1987.

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me