"СЮНЬ-ЦЗЫ"

«СЮНЬ-ЦЗЫ» – памятник древнекитайской философской мысли, сборник сочинений Сюнь-цзы [СЮНЬ-ЦЗЫ] и записей его учеников. Составлен в кон. 3 в. до н.э. Из 32 глав «Сюнь-цзы» 22 принадлежат самому Сюнь-цзы, 9 – его ученикам, одна глава – «Чжунни» – считается поздней подделкой. Состав и нынешняя структура памятника относятся к 818.

Взгляды Сюнь-цзы представляют собой синтез конфуцианства, даосизма и легизма. В основе его мировоззрения – натурфилософское понимание природы (Неба – тянь [ТЯНЬ]) как единственной естественной реальности, существующей независимо от человека. Она – источник всего сущего, что предполагает отрицание божественного, сверхъестественного начала (воли Неба – тянь чжи), способного определять судьбы людей. Сюнь-цзы выдвинул тезис о способности человека, познав «естественное постоянство», воплощенное в дао [ДАО], «заставить служить себе вещи». Он, однако, признавал ограниченность познавательной способности человека, которая не должна подменять собой «деятельность Неба». Сюнь-цзы выделял три ступени познания: чувственное восприятие вещей, рациональное размышление и – что было новым в древнекитайской философии – претворение полученных знаний в жизнь. Истинность познания определялась двояко: для природы это соответствие знаний объективному «состоянию вещей», для общественных явлений – соответствие «пути истинного правителя».

Сюнь-цзы считал природу человека изначально дурной, «злой». Преодолеть эту природу должно воспитание с помощью выработанных «совершенномудрыми» правителями древности норм нравственного поведения, основу которого составляют «благопристойность» (ли) и чувство долга (и [И]).

Политическая концепция Сюнь-цзы представляла собой синтез идей конфуцианства и легизма: нормы ритуала он уравнял в правах с законами, признавал наряду с конфуцианским воспитанием роль легистских поощрений и наказаний. Философ воспринял также и моистскую идею привлечения на государственную службу «талантов» независимо от их социального происхождения. Взгляды Сюнь-цзы заложили теоретическую базу политической доктрины императорского Китая.

 

Литература:

 

1. Сюнь-цзы синь ши (Новый комментарий к «Сюнь-цзы»). Пекин, 1979;

2. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические  взгляды  Сюнь-цзы.  Исследование и пер. М., 1976;

3. Knoblock J., Xunzi. A Translation and Study of the Complete Works, v. 1–2. Stanford, 1988–90.

В.Ф.Феоктистов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me