"ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ"

«ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ» (санскр. yoga-bhāsşya) – основополагающий комментарий к «Йога-сутрам»,составленный Вьясой, вероятно, в 6 в. (согласно В.И.Рудому и Е.Н.Островской, он детально знал «Абхидхармакошу»). Вьяса в «Йогасутра-бхашье» разрабатывает целый ряд тем, лишь намеченных в сутрах йоги. Во введении он предлагает пятеричную схему уровней сознания. В комментарии к сутрам 1.24–25 развивает вариант теистической доктрины (см. Ишваравада),обосновывая непревзойденность Ишвары тем, что существо, более могущественное, должно быть им же самим и не может быть кого-либо равного ему; цель Ишвары – приносить совершенно бескорыстно пользу другим (индийские атеисты настаивали на немотивированности его действия в мире). Вьяса, далее, подчеркивает неизменность связи между словом и его референтом (I. 27), солидаризируясь здесь в каком-то смысле с мимансаками. Автор «Йогасутра-бхашьи» тонко различает онтологическую независимость менталитета-буддхи [БУДДХИ]и духовное начало Пурушу и его телеологическую зависимость от последнего, поскольку перед этим менталитетом стоит задача стать объектом опыта (II. 17). В полемике с буддистами он отстаивает необходимость признания наряду со свойствами также их носителя. Позиция буддийского идеализма несостоятельна потому, что один и тот же объект отражается различно ориентированными сознаниями и встает вопрос о том, каким именно из них он «сконструирован» (если все они в этом отношении «равноправны»); Вьяса видит единственный выход из затруднения в признании, что сами модусы (букв. – пути) существования объекта и познания разнородны (IѴ. 15). Объективность внешних вещей обосновывается также их активностью: они, подобно магниту, притягивают к себе сознание и «окрашивают» его. Вместе с тем в терминологии Вьясы отражаются некоторые явные заимствования у буддистов.

Издания:

1. Pātañjala-yogadarśanam Tattvavaiśāradīsaṃvalita-vyāṣabhāsyasametani. Sampādakaḥ Kāpilāśramīyapātañjalayogadarśanakāralabdhayogavidyaḥ, Vārāṇasī, [1963].

Переводы:

1. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджади и «Вьяса-бхашья»). пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. М., 1982.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me