ШАО ЮН

ШАО ЮН (Шао Яофу, Шао Канцзе, Байюань сяньшэн – «учитель из Байюаня») [1011, Фанянь или Гуйчэн (современный уезд Хуэйсянь провинции Хэнань) – 1077] – китайский философ, один из основных создателей неоконфуцианства [НЕОКОНФУЦИАНСТВО] – «пяти учителей эпохи Сун» (наряду с Чжан Цзаем, Чжоу Дуньи [ЧЖОУ ДУНЬИ], Чэн И [ЧЭН ИЧэн Хао [ЧЭН ХАО]). Основные сочинения – «Хуан цзи цзин ши» («Упорядочение мира Высочайшим пределом»), «Юй цяо вэнь да» («Вопросы и ответы рыбака и дровосека»).

Создал целостное учение об идеальной («прежденебесной» – сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеческому сознанию и психике (синь – «сердцу») и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал «числа» (шу) и «образы» (сян), воплощенные в графических схемах – триграммах и гексаграммах (см. Гуа [ГУА]) «Чжоу и»,абсолютно адекватными выражениями всех вещей и явлений; при этом числа первичны – они «рождают символы». Свое учение Шао Юн называл «учением об образах и числах» (сян шу чжи сюэ [СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ])по аналогии с одним из направлений ицзинистики («науки об «И цзине»», или «науки о переменах», см. «Чжоу и»)эпохи Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), а также «учением о прежде-небесном». С помощью чертежей толковал последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифическому основателю китайской цивилизации Фуси, как «прежденебесный план» – выражение идеального порядка мировых трансформаций («превращений» – хуа [ХУА]),существовавшего до возникновения Неба и Земли. У Шао Юна этот порядок выступал воплощением «Великого предела» (тай цзи [ТАЙ ЦЗИ]),который прямо отождествлялся им с дао [ДАО]и рассматривался как некий график мирового процесса.

Развивая тезис Мэн-цзы [МЭН-ЦЗЫ]«Вся тьма вещей имеет полноту во мне» и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия «упорядочения» Поднебесной, Шао Юн идентифицировал человеческое «сердце» с «Великим пределом» и дао, а само «учение о прежденебесном» – с «законом сердца». Из «сердца», так же как из тождественного ему «прежденебесного плана», исходят «тьма превращений и тьма дел», поэтому следование «закону сердца» должно обеспечить идеальный миропорядок. Полагал, что регресс и гибель человеческого общества подчиняются универсальным циклическим закономерностям: два периода расцвета (эпохи правления «императоров» (хуан), затем «государей» (ди)) сменяются периодами упадка – правления «царей» (ванов), а затем периодом разрушения – правления «деспотов/гегемонов» (ба).

Предложил концепцию космических циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129 600 годам, состоит из 12 эпох, те – из 30 «оборотов» каждая, «оборот» включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян [ИНЬ ЯН],а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь. В первую эпоху цикла рождается Небо, во вторую – Земля, в третью – человек, шестая – вершина общественной гармонии, пик которой пришелся на 3-е тысячелетие до н.э., после чего нарастание силы инь ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл.

Сочинения:

1. Ичуань цзи жан цзи (Сборник произведений о вспахивании земли в Ичуане). Цзюаны 1–20, в изд.: Сы бу цун кань, Папка 151, т. 1702–1705. Шанхай, 1929;

2. Хуан цзи цзин ши шу (Книга об упорядочении мира Высочайшим пределом). Шанхай, 1936;

3. Liu Da (transl.). I Ching Numerology: Based on Shao Yung’s Classic «Plum Blossom Numerology». S. E, 1979.

А.Г.Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me