ЧЖОУ ДУНЬИ

ЧЖОУ ДУНЬИ (Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, Чжоу Юань-гун) [1017, Индао (современный уезд Даосянь провинции Хунань) – 14 июля 1073, Лушань провинции Цзянси] – китайский философ и литератор, основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036–71 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были братья Чэн (Чэн Хао [ЧЭН ХАО], Чэн И [ЧЭН И]). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319 – князь Даого; 1714 – «древний мудрец»).

Главные философские сочинения – «Тай цзи ту шо» («Изъяснение «Плана Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), или «И тун» («Проникновение в «Перемены»»). «Тай цзи ту шо» представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме («Плану Великого предела»), производной от аналогичной схемы даоса Чэнь Туаня (10 в.). По «Тай цзи ту шо», все многообразие мира: силы инь ян [ИНЬ ЯН],«пять элементов» (в трактате названы «пятью пневмами»), четыре времени года, а также добро и зло, «пять постоянств», вплоть до «тьмы дел» – исходит из «Великого предела» (тай цзи [ТАЙ ЦЗИ]). Тот в свою очередь следует за «Беспредельным», или «Пределом отсутствия/небытия». Порождающая функция «Великого предела» реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга «движение» и «покой». Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма. Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. у цзи («Беспредельное»), проявляется в качестве «подлинности/искренности» (чэн [ЧЭН]). Эта категория, совмещающая онтологический («путь Неба») и антропологический («путь человека») смысл, в «Тун шу» заняла центральное место. Определяющая высшее благо и «совершенномудрие» «подлинность/искренность» в идеале требует «главенства покоя», т.е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи – сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики), основанную прежде всего на «Чжоу и», мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддистская проблематика.

Литература:

1. Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов. – «Московский телеграф», 1832, ч. 48, № 21–23, с. 3–33, 157–197, 285–316;

2. Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI века. – «ВФ», 1958, № 12;

3. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me