ЧАТУШКОТИКА

ЧАТУШКОТИКА (санскр. catuṣkoṭikā – четырехвершинная) – обозначение тетралеммы в индийской философии. Чатушкотика восходит к шраманскому периоду, эпохе Будды, но буддисты не были ее изобретателями (как полагали многие индолога), а лишь утилизовали ее. Так, среди брахманов и шраманов, обсуждавших границы вселенной, некоторые отвергали три трактовки, по которым она безгранична, ограничена, безгранична и ограничена одновременно, и предложили четвертую – что она ни та, ни другая (Дигха-никая I.23–24). Философы-паривраджаки, которые сформулировали набор основных мировоззренческих топиков, предлагали своим собеседникам выбор из тетралеммного решения проблем вечности мира, его бесконечности, идентичности или различия души и тела, существования рожденных сверхъестественным образом существ и существования или несуществования «совершенного» после смерти (Маджджхима-никая I.230–233 и т.д.). Их современники, выразительно названные буддистами «скользкими угрями» (см. Амаравиккхепики [АМАРАВИККХЕПИКИ]), одним из которых был Санджая Белатгхипутта, предложили модель «антитетралеммы» – отрицания всех четырех возможностей решения этих проблем. Очевидное продолжение этой диалектической модели обнаруживается в знаменитом «молчании Будды» в ответ на те же вопросы. Виднейшим преемником шраманских философов и Будды был Нагарджуна [НАГАРДЖУНА], основное сочинение которого «Муламадхьямака-карика» открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей – от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого (I.1), тогда как в одной из последних глав отрицается предикация существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого по отношению к нирване (XXV.4–16). После Нагарджуны чатушкотика в ее «отрицательном» варианте стала широко применяться в полемике классических систем-даршан.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me