ФАШИЗМ

ФАШИЗМ (от итал. fascio – пучок, связка, объединение) – социально-политическое движение, получившее широкое распространение в странах Европы в 20–40-х гг. 20 в. В идеологии этого движения причудливо сочетаются идеи социал-дарвинизма, органической теории государства, синдикализма, национализма [НАЦИОНАЛИЗМ], расизма [РАСИЗМ]и др. идеи 2-й пол. 19 – нач. 20 в. Идеологи фашизма использовали, в частности, некоторые своеобразно препарированные идеи итальянского политолога Г.Моски, австрийского социолога Л.Гумпловича, французского социолога Г.Лебона, французского синдикалиста Ж.Сореля и др., хотя их вряд ли правомерно причислять к приверженцам этого идейно-политического течения. Большую лепту в формирование и разработку идей, принципов и ценностей фашизма внесли Ж.А. де Гобино, X.Чемберлен, Г.ДʼАннунцио, Дж.Джентиле, А.Розенберг, Й.Геббельс и, конечно, Б.Муссолини и А.Гитлер.

Наиболее законченное выражение фашистская идеология получила в итальянском фашизме и германском национал-социализме, воплотившихся в соответствующих диктаторских политических режимах сначала в Италии, а затем в Германии. Между ними располагались переходные или гибридные профашистские режимы генерала Франко в Испании, Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии.

Фашизм отверг все направления общественно-политической мысли, делающие ударение на свободу и равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических приверженностей. Лозунг итальянских фашистов «верить, подчиняться, бороться» стал антитезой девизу Французской революции «свобода, равенство, братство». Сочетание бесспорной веры и воинственности имело целью трансформировать нацию в постоянно мобилизованную вооруженную силу, призванную завоевать, сохранить и расширить власть.

В качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории в фашистской идеологии использовалась идея нации [НАЦИЯ] или национализм, который в германской версии фашизма – в национал-социализме – приобрел форму расизма. Для него были характерны антиматериализм, иррационализм, мистицизм и убеждение в том, что сила, воля к власти, слава и престиж составляют могущественные цели и мотивы поведения как отдельного человека, так и наиболее приспособленных к выживанию – в данном случае арийских – народов. Фашисты и национал-социалисты, как в теории, так и на практике, придавая решающую роль политике и идеологии, сохранили частную собственность на средства производства и рыночные механизмы функционирования экономики, но оседлав, приручив их.

В фашизме было достигнуто слияние крайних форм национализма с отдельными своеобразно трактуемыми элементами социализма, что и дало основание Гитлеру и его сподвижникам говорить о национал-социализме. В Германии расизм и национализм были превращены в универсальные системообразующие установки, определяющие строй действий и мыслей всех членов общества. Нация рассматривалась при этом как некий синтез всех без исключения материальных и духовных ценностей, и в таком качестве ей отдавался приоритет перед отдельным индивидом, группами, слоями, классами. Как утверждал Гитлер, определяющее значение имеет «осуществление волеизъявления нации, ибо только это волеизъявление может быть исходной точкой для политических выступлений». Чтобы закрепить «чудо германского воскресения», начавшееся в 20-х гг., партия должна, по его утверждениям, объявить безжалостную войну классовым и сословным предрассудкам. В отличие от «буржуазного и марксистско-еврейского мировоззрения», откровенничал Гитлер, идея национал-социалистского «народного государства» оценивает «значение человечества в его базовых расовых терминах». Наиболее законченное выражение эта установка нашла в антисемитизме.

Особенностью фашистской идейно-политической конструкции стало отождествление, органическое слияние понятий нации и национального государства, характеристика последнего как расовой организации. Здесь имел место фактический апофеоз государства. Как утверждал, напр., один из идеологов итальянского фашизма, С.Нунцио, государство является единственным и конечным источником власти. Фашисты отвергали какие бы то ни было ограничения власти государства. Оно по своей сущности интегрально и тотально, в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринальное выражение в следующем афоризме Муссолини: «Все внутри государства, ничего вне государства и ничего против государства». Государство рассматривалось как юридическое воплощение нации, наделенное ответственностью за определение природы, целей и интересов нации в каждый конкретный исторический период. В результате, по справедливому замечанию Р.Фарначчи, фашизм «отождествлял общество с нацией, нацию с государством, экономическую деятельность – с политической деятельностью».

Сущностной характеристикой фашизма является ориентация на слитность, тотальное единство всех без исключения сфер жизни в обществе. Это, в частности, проявилось в отрицании фашизмом важнейшего, можно сказать, центрального элемента современной западной цивилизации – гражданского общества и его институтов. Важным условием утверждения фашизма было размывание традиционной социальной стратификации, достижение культурной, социальной, нравственной, даже этнонациональной (в теории) однородности путем уничтожения всех объединений, организаций, классов, сословий, союзов, которые могли бы разнообразить проявления человека, служить для него прибежищем и опорой, или полного их подчинения государству. Поэтому неудивительно, что в фашизме практически исчезло разделение между государством и гражданским обществом. Государство доминировало над обществом. Более того, и общество, и государство оказываются поглощенными одной-единственной господствующей партией, которая превратилась в осевой институт государственной системы. Партия в свою очередь всецело отождествлялась с ее фюрером, или вождем. Гитлер декларировал: «Партия есть моя частица, а я – часть партии».

В соответствии с этими идеями все без исключения ресурсы страны, будь то материальные, человеческие или интеллектуальные, были направлены на достижение одной-единственной универсальной цели: установление тысячелетнего рейха в Германии и восстановление величия и славы Рима в Италии. Единая универсальная цель обусловливает моноидеологию в виде единой государственной идеологии. Все, что не согласовывалось с единомыслием в отношении данной цели, предавалось анафеме и ликвидировалось.

Первоначально фашизм представлял собой комплекс технических приемов завоевания и удержания власти с помощью силы. С удивительной гибкостью он подчинил все программные вопросы этой единственной цели. Фашизм пронизывала установка, которая возносила воинственный дух, армейскую дисциплину, жестокость и прямое действие, при этом отвергались любые моральные соображения как способствующие ослаблению решимости воли. Исходя из таких установок, идеологи фашизма утверждали, что сильный всегда берет верх над слабым, более решительный над нерешительным. И, наконец, все зависит от вождя, решениям которого необходимо беспрекословно подчиняться и немедленно выполнять.

При этом важно отметить, что фашизм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой. Он предполагает полную и безусловную лояльность отдельного человека, общества режиму, партии и вождю. Вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою очередь сам вождь-фюрер без масс – ничто. В целом фашистский тип человека – это государственный человек, преданный государству и всецело зависящий от него. Так, министр юстиции в фашистском правительстве Италии в 1925 Г.А.Рокко характеризовал социальное и политическое мировоззрение фашизма как «интегральную доктрину социальности». Нетрудно заметить, что вместо либерально-демократической формулы – «государство для человека» – предложена иная формула – «человек для государства».

Все это было призвано обеспечить единство человека и общества, государства, партии, слитность всех структур общественного бытия. Поскольку не государство существует для людей, а, наоборот, люди существуют для государства, то отдельный человек приносится в жертву коллективу. Каждый индивид остается один на один с огромным всесильным аппаратом принуждения. Это, естественно, препятствует свободному проявлению общественных сил. Побеждает конформизм [КОНФОРМИЗМ], народ превращается в массу. Чрезмерная опека государства над своими гражданами наносит непоправимый вред энергии, деятельности и моральному характеру людей. Тот, кем постоянно и настоятельно руководят, в конечном счете отказывается от своей доли самостоятельности и ответственности, которой он обладает. Все это существенно снижает или же вовсе устраняет способность к критическому анализу реалий современного мира, места своей страны в мире, самого себя в реальном социальном окружении.

В силу своей органической связи с политической борьбой споры фашизма с др. идейно-политическими и идеологическими течениями неизменно приобретали политическое содержание. Это определяло нетерпимость и непримиримость его приверженцев к позициям и аргументам оппонентов – представителей др. течений и направлений, фанатичность в отстаивании собственных позиций и принципов. Поэтому вполне объяснимы характерные для фашистского сознания крайние схематизм и редукционизм, сводящие все и вся к одной-единственной идее – истине.

Это вело к превратному толкованию всех общественно-политических феноменов и процессов в официальной пропаганде фашистских режимов. Был выработан одномерный подход к объяснению окружающего мира по формуле «абсолютно верное против абсолютно ложного», «добро против зла», «свет против тьмы». Середины в таком подходе быть не может. Тщательно разработан образ врага, чужака, как какого-то недочеловека, ущербного по своей сущности, некоего ненастоящего, которого просто не жалко оскорблять, унижать и даже физически уничтожать. Такой подход рано или поздно перерождается в концепцию крестового похода и манихейский мессианизм, основывающийся на резком и бескомпромиссном разделении мира на сферы божественного и дьявольского, проводящий непреодолимую грань между добром и злом. При этом неукоснительно действует принцип – «кто не с нами, тот против нас». Исключая возможность какого бы то было компромисса, эта теория заговора не оставляет места для сил, занимающих нейтральную позицию. Цементирующим началом выступает идеология, а в качестве средства реализации целей – физическая сила, насилие и террор [ТЕРРОР]. См. также ст. Тоталитаризм [ТОТАЛИТАРИЗМ].

Литература:

1. Галкин A.A. Германский фашизм. М., 1989;

2. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., 1993;

3. Farnacci R. Storia della revoluzione fascista. Cremona, 1937;

4. Gentile G. The Philosophic Basis of Fascism. – Readings on Fascism and National Socialism. N. Y., 1970;

5. Gregor A.J. Ideology of Fascism. N. Y., 1969;

6. Hitler A. Mein Kampf. Münch., 1939;

7. Nolte E. Three Faces of Fascism: Action Francaise, Italian Fascism, National Socialism. N. Y., 1969 etc.

К.С.Гаджиев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ФАШИЗМ — ФАШИЗМ (от итал. fascismo от /as-сг"о — пучок, связка, объединение) — англ. fascism; нем. Faschismus. Форма движений и политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую госуд.-полит. Социологический словарь
  2. фашизм — орф. фашизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  3. ФАШИЗМ — ФАШИЗМ, национал-социализм (лат. fasio; итал. fascismo, fascio- пучок, связка, объединение) — (1) — тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционно-плюралистической демократии. В Европе... Новейший философский словарь
  4. Фашизм — (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Большая советская энциклопедия
  5. фашизм — фашизм м. Идеология и практика крайне воинствующего шовинизма, расизма и антигуманизма, опирающиеся на эту идеологию крайне реакционные политические течения, открытая террористическая диктатура и репрессивный режим... Толковый словарь Ефремовой
  6. ФАШИЗМ — ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение) — социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20-40-х гг. Большой энциклопедический словарь
  7. фашизм — -а, м. Политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии... Малый академический словарь
  8. фашизм — Фаш/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  9. Фашизм — (ит. facio – объединение) – открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических элементов. Впервые фашистский строй установился в Италии (1922 г.), затем в Германии (1933 г.) и ряде других стран. Словарь по культурологии
  10. фашизм — ФАШ’ИЗМ, фашизма, мн. нет, ·муж. (·итал. fascismo от ·лат. fascis — пучок прутьев, в древнем Риме служивший символом власти) (неол. полит.). Толковый словарь Ушакова
  11. фашизм — Фашизма, мн. нет, м. [ит. fascismo от латин. fascis – пучок прутьев, в древнем Риме служивший символом власти] (нов. полит.). Одна из форм открытой буржуазной диктатуры в нек-рых капиталистических странах... Большой словарь иностранных слов
  12. фашизм — (ит. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение)- социально-политические движения, идеологии и государственные режимы правототалитарного типа. в точном смысле ф. — феномен политической жизни Италии 20-40-х гг. XX в. с 30-х гг. понятие... Большой юридический словарь
  13. фашизм — Заимств. в Советскую эпоху из итал. яз., где fascismo — суф. производное от fascio «связка» > «объединение» < лат. fascis «связка, пучок». Ср. союз. См. фашина. Этимологический словарь Шанского
  14. ФАШИЗМ — (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение) — политич. течение, возникшее в капиталистич. странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистич. буржуазии. Советская историческая энциклопедия
  15. фашизм — ФАШИЗМ -а; м. [итал. fascismo] Политическое течение, в основе которого лежит идеология культа сильной личности, вождизма, агрессивного шовинизма и расизма. Бороться с фашизмом. Идеология фашизма. ◁ Фашистский (см.). Толковый словарь Кузнецова
  16. фашизм — ФАШИЗМ, а, м. Идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на неё политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим... Толковый словарь Ожегова