НАЦИОНАЛИЗМ

НАЦИОНАЛИЗМ – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации [НАЦИЯ]. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм. Этнический национализм (чаще просто национализм или этнонационализм) предполагает, что нация является высшей формой этнической общности (тип этноса в отечественном обществознании), обладающей исключительным правом на обладание государственностью, включая институты, ресурсы и культурную систему.

Гражданский, или государственный, национализм возник в эпоху становления современных государств, основанных на представлении о нации и народе как согражданстве, как совокупности граждан, обладающих общим самосознанием и общими элементами культуры при сохранении этнического, религиозного и расового разнообразия. Эта форма национализма направлена на обоснование легитимности государства, на консолидацию гражданской нации, государственную экспансию или изоляционизм. В своих некрайних формах гражданский, или государственный, национализм близок понятию патриотизма, а как антитезу этнонационализму его иногда называют интернационализмом. Эта форма национализма широко используется современными государствами через официальную символику и идеологические институты (образование, социальные науки, средства массовой информации и пр.) с целью утверждения общегражданской лояльности («любви к Родине», «уважения к стране» и пр.) и распространения общегосударственных правовых норм и морально-культурных ценностей.

Степень распространения национализма в разных государствах зависит от состава населения, формы общественного правления, социальных условий жизни, исторической традиции, статуса и геополитического положения страны. Государства со сложным по этнокультурному, расовому и религиозному составу населением обращают особое внимание и предпринимают целенаправленные усилия по утверждению разных форм государственного (общегражданского) национализма, даже если это устойчивые и экономически развитые общества с демократической формой правления (напр., США, Испания, Канада). В крупных странах со слабой или среднеразвитой экономикой, неразвитой демократией, большим этническим разнообразием и наличием сепаратистских движений национализм служит одним из средств центрального правительства для обеспечения общественного порядка и подчинения граждан своей воле, для сохранения целостности государства от внутренних и внешних угроз (напр., Индия, Китай; бывший СССР – в форме советского патриотизма и доктрины единого советского народа). Государственный национализм (или патриотизм) обретает особый размах и крайние формы шовинизма или экспансионизма в периоды межгосударственных войн и внутренних кризисов. В современных условиях после окончания «холодной войны» это наблюдается также в ситуациях, когда страна претендует на исключительную роль мирового лидера (США) или когда в стране доминирует позиция противодействия глубокой региональной интеграции с утратой частичного государственного суверенитета (некоторые страны Западной Европы, а также Мексика и Канада). Государственный национализм особенно заметен во вновь образовавшихся странах, где он выполняет функции дистанцирования от прежних доминирующих образований, политической мобилизации и нового «нациестроительства». Это особенно заметно в постсоветских государствах (кроме Российской Федерации), но в специфической форме симбиоза с этническим национализмом.

Этнический национализм (этнонационализм) представляет собой исторический феномен, порожденный в условиях многоэтничных государств, особенно среди представителей недоминирующих этнических групп, и получивший широкое распространение с кон. 19 в. во всех регионах мира по мере модернизации социальной [МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯполитическойгосударств и развития локальных культур и этнополитического партикуляризма. В современную эпоху он может рассматриваться и как реакция на нивелирующее воздействие массовой культуры, а также как ответ на государственный национализм от имени доминирующих в государстве групп (т.н. шовинизм), который вызывает этническую дискриминацию и ассимиляцию представителей меньшинств. В кон. 20 в. этнонационализм получил широкое распространение в странах коммунистического блока, особенно в СССР, где поддерживалось развитие этнических культур, а этнонационализм был элементом официальной идеологии и основой т.н. социалистического федерализма. Аналогичная ситуация существовала в бывшей Югославии. Кризис коммунистической идеологии, политическая либерализация и крах социалистической системы превратили этнонационализм в наиболее доступную основу массовой мобилизации под лозунгами национального возрождения и самоопределения. Этнонационализм играл важную роль в распаде многоэтничных государств с унитарной системой управления.

В зависимости от целей и форм проявления этнический национализм имеет культурный или политический характер. Культурный этнонационализм, носителем которого обычно является интеллектуальная элита, направлен на сохранение целостности и самобытности этнической общности, развитие родного языка и образования, пропаганду исторического наследия и традиций. Он играет положительную роль, если не содержит элементов культурной изоляции, антимодернизационных установок и негативной направленности против культур и представителей др. народов. Политически ориентированный этнонационализм нацелен на достижение преимуществ для представителей одной группы в сфере власти и управления, государственной идеологии и символики. Этнонационализм основывается на упрощенных исторических трактовках, узурпации культурного наследия в пользу одной группы, конфликтогенных территориальных интерпретациях («этническая территория», «исконные земли», «историческая родина» и т.п.). Как правило, он заключает в себе негативные стереотипы в отношении др. народов и антиэтатистские установки. Для его существования всегда необходимы этнические предприниматели (интеллектуалы и политические активисты), которые претендуют выступать от имени «народа» или «нации» и выражать ее «волю». В своих крайних формах этнонационализм со стороны доминирующих групп носит дискриминационный характер по отношению к меньшинствам [МЕНЬШИНСТВО]вплоть до лишения их культурных и политических прав. Он часто смыкается с государственным национализмом, т.к. государственные институты и идеология узурпируются в пользу т.н. коренной или государство-образующей нации. Радикальный этнонационализм от имени меньшинств может обретать сепаратистский характер с требованием изменения внутренних границ или создания отдельного «национального» государства. Он часто демонстрирует нетерпимость по отношению к местным меньшинствам вплоть до изгнания иноэтнического населения и становится причиной наиболее затяжных и разрушительных этнических конфликтов (Северная Ирландия, Биафра, Катанга, Эритрея, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чечня). Вооруженная рецессия не признается международным правом и осуждается мировой общественностью. В современном мире экстремистская форма этнического национализма рассматривается как одна из наиболее серьезных угроз национальной безопасности государств и международной стабильности, как причина массовых нарушений прав человека.

Существует длительная традиция изучения национализма и обширная литература по данному вопросу. Ведущее положение в ней занимает западноевропейская, особенно англо-американская, научная традиция. Доминирующий взгляд на национализм можно определить как веберианский, или исторический, подход, который рассматривает это явление как долговременный процесс развития мирового исторического явления или своего рода «идеального типа» (см. М.Вебер [ВЕБЕР М.]). В рамках этого подхода национализм имеет свои корни, момент зарождения, стадии роста и временные границы и совпадает в основных характеристиках, где бы он ни имел место (Дж.Армстронг, Л.Гринфельд, Э.Смит, Э.Хобсбоум, М.Хрох). Для сторонников исторического подхода (методологически это смесь веберианского позитивизма и марксистского исторического детерминизма) национализм порождается нациями, которые предстают мощной социальной и исторической реальностью. В зависимости от того, что понимается под нацией, различаются и два основных типа национализма, причем этнонационализм обычно понимается как форма коллективистско-авторитарной идеологии, а гражданский национализм – как форма нациестроительства. В последнее время имеет место апология этнонационализма как «либерального национализма» или как форма национального возрождения и самоопределения (У.Коннор, М.Линд, Ю.Тамир).

К историческому подходу примыкает интерпретация национализма, связывающая это явление с процессом модернизации и трактующая его как условие модернизации (Э.Геллнер) или же как результат провалившейся модернизации. К этому направлению примыкает конструктивистский подход, трактующий национализм как своего рода механизм реконцептуализации политической общности, которая до этого могла категоризоваться как империя, колониальная администрация или племенное образование (Б.Андерсон). Современными оппонентами этого подхода выступают ученые стран Азии и Африки, которые прослеживают «индигенный» национализм в своих странах до возникновения современных наций и гражданского национализма типа индийского времен Дж.Неру и И.Ганди (П.Чатарджи).

Изменения в трактовке национализма в западной научной традиции произошли под воздействием геополитических трансформаций после «холодной войны», гл.о. в виде политизированных концепций «распада империи» и «триумфа наций» (Э. Каррер д’Анкосс). Некоторые политические философы сделали радикальный пересмотр доктрины самоопределения и понятия «национальность» в пользу их этнического смысла (Д.Миллер). В российском обществознании в разработке проблем национализма продолжают господствовать или традиция изучения «буржуазного» национализма как идеологии и практики подчинения одних наций другим, как проповедь национальной исключительности и превосходства, или многочисленные сочинения паранаучного и даже расистского характера, авторами которых выступают представители т.н. национальных элит, включая представителей русского этнонационализма. В целом понятие «национализм» демонстрирует природу элитного политического проекта и его операциональная значимость для науки все более становится сомнительной. Национализм возможно рассматривать как метакатегорию «бытового» политического и научного мышления, как определенную дискурсивную практику в системе отношений власти в современных государствах и в системе отношений власти и знания.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Русская идея и судьба России. М., 1997;

2. Вдовин А.И. Российская нация. Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. М., 1996;

3. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1997;

4. Дробижева Л.M., Аклаев А.P., Kopomeeвa В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в российских республиках в 90-е годы. М., 1996;

5. Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон, 1994;

6. Соловей В.Д., Торукало В.П. Нация: история и современность. М., 1996;

7. Alter Р. Nationalismus. Fr./M., 1985;

8. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., 1983;

9. Armstrong J.A. Nations Before Nationalism. Chapel Hill (NC), 1982;

10. Chaterjee P. The Nation and Its Fragments. Colonial and Postcolonial Histories. Princeton (N.J.), 1993;

11. Carrere d’Encausse H. L’empire eclate. P., 1978;

12. Idem. The End Of Soviet Empire – The Triumph of Nations. N.Y., 1993;

13. Connor W. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton (N.J.), 1994;

14. Deutsch К.W. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality. Cambr., 1953;

15. Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton, 1993;

16. Eriksen Th.H. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993;

17. Greenfeld L. Nationalism. Five Roads to Modernity. Cambr., 1992;

18. Hroch M. Social Preconditions of National Revival in Europe. Cambr. (Mass), 1985;

19. Miller D. On Nationality. Oxf., 1995;

20. Smith A.D. Theories of Nationalism. N.Y., 1983;

21. Tamir Y. Liberal Nationalism. Princeton (N.J.), 1993;

22. Tishkov V.A. Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union. The Mind Aflame. L., 1997.

В.А.Тишков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Национализм — Буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе (См. Национальный вопрос). Н. трактует нацию (См. Большая советская энциклопедия
  2. национализм — -а, м. 1. Реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, основывающаяся на идеях превосходства и исключительности какой-л. нации и оправдывающая господство одних наций над другими. Малый академический словарь
  3. НАЦИОНАЛИЗМ — НАЦИОНАЛИЗМ — англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма нац. сознания, провозглашающая идеи нац. Социологический словарь
  4. НАЦИОНАЛИЗМ — Идеология и политика, рассматривающие нацию как высшую и внеисторич. форму обществ. единства, в рамках к-рого все социальные слои связаны будто бы гармонич. общностью интересов. Идеологи Н. отрицают наличие у трудящихся клас. Советская историческая энциклопедия
  5. национализм — Наци/он/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. национализм — орф. национализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. Национализм — Термин, используемый для обозначения приверженности людей интересам своей нации, ее культурным ценностям и т. п. На бытовом уровне понимается как проявление национальных (этнических) симпатий и антипатий... Словарь социолингвистических терминов
  8. национализм — Приверженность людей интересам своей нации, ее культурным ценностям. На бытовом уровне понимается как проявление национальных симпатий и антипатий, на групповом – как идеология. Идеологи... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. национализм — НАЦИОНАЛИЗМ а, м. nationalisme m. 1. устар. Интерес к своеобразию жизни народа. Все эти новые условия жизни полно отразились в школе романтизма.. с ее подчеркнутым национализмом (народность, couleur locale), с ее пристрастие к экзотизму. Словарь галлицизмов русского языка
  10. национализм — Ср. В наше время жизненная, глубокая и богатая идея национальности, стремящейся к достижению общечеловеческих идеалов, не утрачивая своей самобытности, уступает место узкому понятию о национализме, замыкающемся в забвение о других и горделивое самомнение. Фразеологический словарь Михельсона
  11. национализм — НАЦИОНАЛИЗМ -а; м. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, подчиняющая общечеловеческие интересы и ценности национальным интересам. Фашистская идеология основывалась на национализме. Толковый словарь Кузнецова
  12. национализм — Идеология, социальная практика, политика, групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека. Источником... Этнографический словарь
  13. национализм — НАЦИОНАЛИЗМ, а, м. 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости. | прил. Толковый словарь Ожегова
  14. национализм — [фр. nationalisme < лат.] – политическое течение, выдвигающее интересы одной нации в качестве высшей ценности. Часто сочетается с идеей национального превосходства одной нации перед другими. Большой словарь иностранных слов
  15. национализм — НАЦИОНАЛ’ИЗМ, национализма, мн. нет, ·муж. (полит.). Буржуазная идеология и политика, ставящая свою, господствующую нацию в привилегированное положение и направленная на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними. Толковый словарь Ушакова
  16. Национализм — Превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" — как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" — как безусловную противоположность "чужеземного". Первоначально слово... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. НАЦИОНАЛИЗМ — НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. Большой энциклопедический словарь
  18. национализм — национализм м. 1. Идеология, политика и социально-психологическая установка, основа которых — национальная исключительность и национальное превосходство, трактовка нации как высшей формы общества. Толковый словарь Ефремовой
  19. НАЦИОНАЛИЗМ — НАЦИОНАЛИЗМ — специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово «Н. Новейший философский словарь