УПСАЛЬСКАЯ ШКОЛА

УПСАЛЬСКАЯ ШКОЛА – ранняя, еще не развитая форма логического позитивизма [ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ];возникла в 1905–10 в Швеции (г. Упсала). Предпосылками становления школы явились крупные открытия естествоиспытателей, развитие экспериментально-психологических исследований и критика рядом шведских философов (П.Викнер и др.) господствовавшей в то время спекулятивно-метафизической системы X.Я.Бустрёма. Тезису «существовать – значит быть воспринимаемым» они противопоставили положение «бытие объекта – это его тождество с самим собой», а действительность – это понятие о действительности, которое лишено противоречий и может быть логически определено. Этот вывод был воспринят и развит основателями школы Акселем Хегерстрёмом (1868–1939) и Адольфом Фаленом (1884–1931). Хегерстрём подверг критике теоретико-познавательный субъективизм как форму метафизики. Он поставил задачи: 1) показать полностью логический характер чувственной действительности и 2) невозможность построения метафизики в качестве учения об абсолютном – как относительно объективной действительности, так и относительно сознания. Стержневая проблема – что такое «действительность» («реальность»). Утверждалась неправомерность отождествления ее с каким-либо одним из ее проявлений – духом или материей. Реальность следует искать в суждении: «В каждом суждении, определяющем реальность, последняя предполагается. Суждение есть улавливание реальности» (Hagerstrom А. Das Prinzip der Wissenschaft, Bd. 1. Die Realitat. Uppsala, 1908, с. 77). Действительность конституируется самой логической определяемостыо суждения. Определяемость же – это отсутствие логических противоречий в суждении. Противоречивые понятия лишены реальности. «Реальное – значит логически определяемое и тождественное самому себе (т.е. оно не должно быть противоречивым). Самотождественность реальна, а реальное самотождественно» (там же, с. 88–89). Но что касается суждений о ценностях в области права, социологии и этики, то они являются лишь проявлением чувств и «алогичны». О суждениях такого рода нельзя сказать, истинны они или ложны. Никакая наука не должна ставить задачу объяснять, как мы должны поступать («нигилизм ценностей»). В 1920–30-х гг. аналогичные положения нашли отражение в теории эмотивизма, сформулированной в Англии Огденом, Ричардсом, Айером, в США – Карнапом, Стивенсоном и др. Методологическим принципом лидеров школы был формально-логический анализ суждений и понятий, выяснение их смысла и непротиворечивости в контексте истории их возникновения и употребления. В конце 1930-х гг. к Упсальской школе проявлял интерес Э.Кассирер, написавший книгу о Хегерстрёме. Возникновение Упсальской школы ознаменовало поворотный пункт в истории шведской философии от религиозно окрашенного спекулятивного идеализма к различным формам неопозитивизма. Основатели школы предвосхитили многие идеи Венского кружка [ВЕНСКИЙ КРУЖОК](критика «метафизики», провозглашение логического анализа понятий главной задачей философии, отторжение ценностного аспекта в познании от теоретико-познавательного и др.). Однако, в отличие от Венского кружка, Упсальская школа не смогла приспособиться к новейшим открытиям в науке (особенно это выразилось в ее отрицательном отношении к теории относительности и развитию математической логики). Если представители Венского кружка критиковали «метафизику», основываясь на верификационной теории значений и отрицания возможностей априорных синтетических суждений, то подход лидеров школы был иным – опровержение эпистемологического субъективизма, критика метафизики как бы изнутри ее самой (с признанием существования некоторых синтетических суждений как априорных, напр. закона причинности). В итоге философское мышление в Упсальской школе находилось еще под известным влиянием трансцендентальной философии, т.е. того, что они же сами называли «метафизикой». Все это привело к ослаблению влияния школы. Ее последователи после 1930-х гг. стали ориентироваться на более развитые формы англосаксонского логического эмпиризма, развившегося с учетом новейших достижений математической логики и принципа феноменализма в теории познания.

Литература:

1. Мысливченко А.Г. Философская мысльв Швеции. М., 1972;

2. Cassirer E. Axel Hagerstrom. Göteborg, 1939;

3. Marc-Wogau К. Uppsalafilosofien och den logiska empirismen. – Ord och bild. 1947;

4. Idem. Studier tili Axel Hagerstroms filosofi. Stockh., 1968;

5. Oxenstiema G. Vad ar Uppsalafilosofien? Stockh., 1945;

6. Ryding E. Den svenska filosofins historia. Stockh., 1959;

7. Sandin R. The Founding of the Uppsala school. – «Journal of the History of Ideas». N.Y. 1962, v. XXIII, N 4;

8. Waller M. Axel Hagerstrom. Stoskh., 1961;

9. Wedberg A. Filosofins historia. Stockh., 1966.

А.Г.Мысливченко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me