ТАФТАЗАНИ

ТАФТАЗĀНӢ Са‘д ад-Дӣн Мас‘ӯд Ибн ‘Умар, ат- (ок. 1322, с. Тафтазан, близ г. Ниса, Хорасан – ок. 1390, Самарканд) – арабо-мусульманский философ, видный представитель перипатезирующего калама [КАЛАМ]. Обучался теологии и философии у ал-Ӣджӣи Кут̣б ад-Дӣна ар-Рāзӣ (ум. 1365). Около 30 лет провел в скитаниях, преподавая в различных медресе Мавераннахра, а затем по приглашению Тимура приехал в Самарканд, где находился при его дворе вплоть до своей кончины. Ат-Тафтазāнӣ известен прежде всего своим сочинением по философской теологии «Мак̣āс̣ид» («Цели»), составленным по образцу «Мавāк̣иф» своего учителя ал-Ӣджӣ и снабженным собственными глоссами «Шарх̣ ал-Мак̣āс̣ид» – своего рода энциклопедией Корана [КОРАН]эпохи синтеза с арабоязычным перипатетизмом [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ]. К этому труду примыкает «Компендиум по логике и каламу» (Тахз̱ӣб ал-мант̣ик̣ ва-л-калāм), на который в последующие века были составлены многочисленные комментарии. Ат-Тафтазāнӣ прославился также своими глоссами к «Символу веры» ан-Насафӣ (ум. 1142) – «Шарх̣ ал-‘ак̣ā’ид ан-насафиййа». В качестве учебных пособий популярностью пользовались и другие его комментаторские сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, риторике, коранической экзегетике.

Биографы и исследователи расходятся в определении правовой и доктринальной позиции Ат-Тафтазāнӣ среди различных течений фикха [ФИК̣Х]-права и калама. Его причисляют то к шафиитам, то к ханафитам, поскольку им написаны глоссы к юридическим сочинениям, представляющим оба толка. Комментарии ат-Тафтазāнӣ к трактату ан-Насафӣ дают основание причислять его к матуридитской школе калама (в частности, ат-Тафтазāнӣ разделяет учение матуридитов о творении – «таквӣн» как об извечном и субстанциальном атрибуте Бога, о свободе воли, о невозможности реального лицезрения Бога в потусторонней жизни), однако в «Мак̣āс̣ид» ат-Тафтазāнӣ предстает как сторонник ашаризма.

Т.Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me