КОРАН

КОРАН (араб, ал-к̣ур’āн – чтение,) – Священное Писание мусульман, запись проповедей Мух̣аммада (ок. 570–632), произнесенных им как слова Божии (в отличие от сунны [СУННА], или хадисов – собственных изречений Пророка). При жизни Мухаммада откровения Корана (ниспосланные, согласно мусульманской традиции, между 610 и 632) передавались гл.о. по памяти и лишь частично были записаны. Вскоре после смерти Пророка появились разные своды текста, несколько отличающиеся друг от друга (по степени полноты, порядку сур-глав, нумерации аятов-стихов в суре, написанию отдельных слов и т.п.). Благодаря усилиям халифа Османа (644–656) была создана единая редакция Корана, ставшая канонической. В 8–9 вв. графика Корана была усовершенствована прежде всего введением огласовок и диакритических точек. К 10 в. завершился и процесс вокализации Корана: из множества сложившихся традиций «чтения» Корана одинаково правомерными были признаны семь (по некоторым спискам – 10, 14), представляющие основные культурные центры халифата – Мекку, Медину, Дамаск, Басру и Куфу (3 чтения). Наиболее распространенная из этих канонических систем – от куфийского чтеца ‘Āс̣има (ум. 744) – была избрана для официального египетского издания Корана (1923), к которому восходит современный печатный текст в большинстве регионов мусульманского мира.

Текст Корана, по объему сравнимый с Новым Заветом, написан на арабском языке в форме ритмизированной, а иногда и рифмованной прозы. Он состоит из 114 сур разной длины, которые традиционная мусульманская хронология разделяет на «мекканские» (около 90; ниспосланные в 610–22) и «мединские» (ниспосланные в 622–32). В мекканских сурах, как правило, более коротких и более поэтических, преобладает вероучительная тематика (монотеизм, эсхатология), а в мединских – законодательная. Суры, в свою очередь, состоят из разного количества (от 3 до 286) ритмико-смысловых единиц – аятов (всего в каирском издании – 6236 аятов). Потребностям рецитации соответствуют и другие деления текста Корана на приблизительно одинаковые части: на 7 ман-зилов (по одному манзилу в день) или 30 джузов (для чтения в месяц рамадан). Далее каждый джуз делится на два хисба, подразделяющихся, в свою очередь, на четверти.

Коран является основой ислама. «Книгоцентризм» ислама выражается в фундаментальном значении Корана как в повседневной жизни мусульман, так и в мусульманском богословии, культе, праве, социально-этической доктрине. От теологических положений Корана отталкиваются все направления арабо-мусульманской философии [АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ].

Бог в Коране – трансцендентен, присносущ, присножив, самодостаточен, вековечен, всеведущ, всемогущ, всеблаг, творец и промыслитель мира, мздовоздаятель. Коран не останавливается на доказательстве существования Бога. Основное внимание в нем уделяется убеждению в несостоятельности многобожия, квалифицируемого как самый тяжкий и единственно непростительный грех. Настаивая на абсолютном унитаризме, Коран обличает распространенный среди аравитян культ идолов и веру в ангелов как дочерей Божьих, усматривает в христианских догматах о богосыновстве и Троице отступление от истинного монизма. Трансцендентность Бога, однако, не исключает Его всеприсутствия и личностного характера: Он «ближе [человеку], чем его собственная шейная артерия». Вместе с тем унитаризм Корана сочетается с признанием ряда классов сверхъестественных существ – ангелов, джиннов и демонов, хотя все они и считаются сотворенными Богом и подчиненными Ему. Ангелы – добрые духи, которые служат Богу как воины и вестники. Джинны созданы из огня, наделены разумом и ответственностью, но сравнительно с человеком более склонны к злу. Прародитель и предводитель демонов – Иблис, или Сатана, в Коране выступает скорее как падший джинн, нежели падший ангел (впрочем, соотношение ангелов, джиннов и демонов в Коране допускает разные интерпретации). Возгордившись, он отказался преклониться перед Адамом, за что был отвергнут Богом и проклят Им. Но Всевышний предоставил Сатане свободу искушать людей вплоть до Судного дня. Кораническая картина мира сугубо теоцентрична. Бог, сотворивший все существа и предметы, перманентно поддерживает их бытие. «Искуснейший из творцов», Он создал все явления природы как «знамения» Своей премудрости и всеблагости. Создатель соразмерил все вещи, вложил в них «путеводительство», «естество», т.е. законы поведения. В этом смысле природа автономна, но не автократична, поскольку обладает бытием лишь благодаря Богу, который может ее разрушить, когда захочет. Одновременно космология Корана антропоцентрична: Вселенная создана, чтобы служить человеку.

Человеческий род, по антропологии Корана, занимает особое место в космической иерархии, иногда возвышаясь над ангелами, которым Бог повелел преклониться перед Адамом, показавшим превосходство над ними в наречении вещей именами. Адама, созданного из праха, Бог творил «собственными руками», вдохнул в него Свой дух (и, по словам пророка Мухаммада, придал ему Свой образ) и поставил его наместником Своим на земле. В Коране повествуется о грехопадении прародителей Адама и Евы и удалении их из первобытного Рая. Коран не признает наследственный характер первородного греха, считая каждую душу ответственной за собственные деяния. Человек, по Корану, создан, чтобы служить одному-единственному Богу, чтобы предать себя (араб. ислам, отсюда и название религии) Его воле. Но будучи сотворен из глины, существом слабым, человек поддается соблазнам Сатаны, который склоняет его к греху, к неверию, обозначаемому в Коране словом «куфр», собственно – «непризнательность». Вместе с тем перед грешником всегда существует возможность обратиться с раскаянием ко Всевышнему, «любящему прощать». В Коране часто говорится о Божьем предопределении, о подчиненности деяний человека воле Господа. В то же время многочисленные аяты отстаивают свободу человеческой воли и инициативы, подчеркивая принцип воздаяния людям согласно их поступкам. Согласно Корану, божественная всемилость проявляется и в даровании людям пророков, или посланников Божьих, через которых Он открывает им Свои таинства и вечные изволения, направляя на путь истинный. Пророчество – всеобще, универсально, ибо не было народа, которому Господь не явил хотя бы одного посланника. Оно также и едино: все посланники Божьи проповедовали одну и ту же веру (включающую в себя, прежде всего, положение о едином Боге и о Последнем Суде). Мусульманам поэтому предписывается верить во всех пророков, не делая различия между ними. Пророчество (профетизм) в вероучении Корана занимает столь важное место, что теоцентризм священной истории принимает форму профетоцентризма. Коран упоминает около тридцати пророков (а общее число посланников Божьих, как уточняет Мухаммад, было 124 тыс.), первым из которых является Адам, а последним – Мухаммад. В большинстве своем это известные по Библии лица: помимо Адама, к ним причисляются Энох, Ной, Авраам, Измаил, Исаак, Иаков, Иосиф, Иов, Иона, Моисей, Аарон, Давид, Соломон, Захария, Иоанн Креститель, Иисус Христос и другие. К небиблейским персонажам относятся древние арабские пророки Худ и Салих. Профетология Корана характеризуется убежденностью в окончательном торжестве и спасении посланников Божьих. Авраам был спасен от костра, Ной – от потопа, Моисей – от фараона, Иисус – от распятия (он был взят живым на небо). В подтверждение истинности посланничества Всевышний наделяет пророков даром творить чудеса. Так, Моисей со своим посохом взял верх над египетскими волхвами, а Иисус исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых. Мухаммаду же был дан Коран, подобие которому никто из смертных не в силах творить (иного рода чудес Коран не упоминает, хотя впоследствии мусульманская традиция и приписывает Мухаммаду множество таковых). Все пророки – смертные люди, лишь реципиенты Божьего Откровения, которое выступает обычно в виде книг, оригинал которых хранится на небесной Скрижали. Моисею была ниспослана Тора, Давиду – Псалтирь, Иисусу – Евангелие, Мухаммаду – Коран. Все прежние Писания не сохранили свою исходную чистоту, со временем подвергались изменениям и искажениям. Только Коран, восстанавливающий и довершающий их, оберегаем Всевышним от подобной участи. «Люди Писания» (прежде всего иудеи и христиане) призываются принять ислам.

Значительное место в Коране занимает эсхатология, учение о конце света, Последнем Суде, Рае и Аде. Коран подчеркивает индивидуальный характер Суда, на котором каждому человеку (взрослому и вменяемому) воздается в строгом соответствии с его собственными деяниями. Вместе с тем в Коране повествуется и о «коллективном Суде», исторически совершавшемся над народами, которые отвергали посланников Божьих, за что были уничтожены. Коран подробно останавливается на доказательстве воскресения, особенно чуждого аравийским язычникам. Райские блаженства и адские муки имеют, по Корану, как телесную, так и духовную природу. Отверженные могут надеяться на милость Божью (а также на заступничество праведников и особенно пророков, концепция которого более развита в Священном Предании, сунне, нежели в самом Коране).

Мусульманская культура развивала ряд дисциплин, изучающих Коран (хронологию, историю текста, вокалистику, стилистику, «отменяющее и отменяемое», «обстоятельства ниспослания», «чудесность Корана» и др.) и известных как «науки о Коране» (‘улӯм ал-к̣ур’āн). В ней сложилась и богатая комментаторская традиция (тафсӣр), представленная различными жанрами – филологическим, правоведческим, теологическим, философским, мистическим и т.п. Возникшие в 9 в. споры об историчности (извечности или сотворенности во времени) Корана завершились торжеством положения об извечности Корана как воплощении божественного Слова/Логоса, о его небесном архетипе, записанном на «Благохранимой Скрижали». С точки зрения мусульман Коран представляет собой «богопродиктованное» Откровение, словесно оформленное самим Господом, в отличие от «боговдохновенного» Откровения, выраженного сунной, или хадисами – собственными изречениями пророка Мухаммада. Согласно строгой мусульманской доктрине, Коран непереводим на какой-либо язык. В культовых целях (особенно в канонической молитве-с̣алāт) его можно читать лишь на арабском. На других языках можно сделать лишь переложение Корана, «перевод смыслов», что фактически является толкованием Корана, которое не в силах отразить всю глубину богатства Божьего Слова. Русские переводы Корана первоначально осуществлялись с западных языков: с французского – П.Постниковым (1716) и М.И.Веревкиным (1790), с английского – А.В.Колмаковым (1792), К.Николаевым (1864), современные – Ахмадийским движением (1987 и 1997) и В.Пороховой (1995). Непосредственно с арабского оригинала Коран был переведен Д.Н.Богуславским (1871, опубликован лишь в 1995), Г.С.Саблуковым (1878), И.Ю.Крачковским (1963) и М.-Н.О.Османовым (1995).

Литература:

1. Ислам. Историографические очерки, под ред. С.М.Прозорова. М., 1991;

2. Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. М., 1996;

3. Они же. Путеводитель по Корану. М., 1998;

4. Коран в России. М., 1997;

5. Священный Коран о человеке, его жизни и бессмертии. Хрестоматия, сост. Р.Гайнутдин и Т.Саидбаев. М., 1998.

Т.Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Коран — КОРАН (правильнее Кур’ан — «чтение») — священная книга мусульман, заключающая в себе откровения, якобы ниспосланные Мухаммаду (Магомету). Литературная энциклопедия
  2. коран — -а, м. Книга, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии, мусульманских мифов и правовых норм. [От араб. qur'ān — чтение] Малый академический словарь
  3. КОРАН — (араб, ко'ран, букв. — чтение) — главная мусульм. "священная" книга, признаваемая верующими божеств, откровением, священным писанием; важнейший первоисточник нач. периода истории ислама. Дошедший до нас текст К. араб. ист. Советская историческая энциклопедия
  4. коран — Кора́н/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Коран — (араб. кур'ан, буквально — чтение) главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч... Большая советская энциклопедия
  6. Коран — Последнее священное Писание, ниспосланное Аллахом. Коран который дошел до нашего времени путем таватура (См. Хабар аль-Мутаватир) на арабском языке. Он был передан путем откровения пророку Мухаммаду. Ислам. Энциклопедический словарь
  7. коран — КОРАН а, м. coran m. <, ар. qur'an чтение. 1. Священная книга мусульман, содержащая догмы, положения мусульманской религии. Сл. 18. Гавриил научил его <�Мухаммеда> на память знати весь куран. Кн. сист. 8. // Сл. 18 10 167. Смотря по вине, или .. Словарь галлицизмов русского языка
  8. коран — Алкоран — книга, учение Магомета. Ср. Нечестивые думают, что коран есть собрание новой лжи и старых басен. Магомет. Глава „Награды". Ср. Qoram (арабск.) — чтение. Ср. Karâ (евр.) — читать (изучать). См. всех дураков не переучишь. Фразеологический словарь Михельсона
  9. Коран — орф. Коран, -а Орфографический словарь Лопатина
  10. коран — КОРАН -а; м. [араб. Koran — от qur'ān — чтение, декламация] Священная книга мусульман, содержащая изложение установлений мусульманской религии, обрядов, правовых норм и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  11. коран — (араб. кур'ан, букв. — чтение) — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлении, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных мухаммедом в мекке и медине. Большой юридический словарь
  12. коран — кора́н стар. русск. куранъ (1575–1584 гг.), курганъ (1479–1481 гг.); см. Корш, AfslPh 9, 513. Из араб.-тюрк. kur᾽ān; см. Литтман 61; Локоч 100. Этимологический словарь Макса Фасмера
  13. коран — [< ар. чтение] –священная книга ислама, содержит изложение веры, правила нравственности, а также бытовые и юридические нормы, легшие в основу писаного мусульманского права (шариата). Большой словарь иностранных слов
  14. коран — КОР’АН, корана, ·муж. (см. алкоран). Священная книга мусульман, содержащая учение Магомета. Толковый словарь Ушакова
  15. Коран — (правильнее: коръан) — священная книга магометан, играющая у них такую же роль, как у христиан Библия и Св. Евангелие. Это сборник рассказов, поучений, правил, законов и т. п., сообщенных Мухаммеду Аллахом через архангела Гавриила. Слово "К. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. коран — Коран м. Главная священная книга ислама, содержащая изложение важнейших догм мусульманской религии, мусульманских мифов и норм права. Толковый словарь Ефремовой
  17. коран — (Араб.) или Quran. Священное Писание мусульман, данное Пророку Магомету самим Аллахом (богом). Это откровение, однако, отличается от данного Иеговой Моисею. Теософский словарь
  18. Коран — (правильнее Ал-Коран, араб. &quot;Чтение&quot;), священная книга мусульман, на арабском языке, основа мусульманского богословия и юриспруденции, главный источник вероучения ислама. Составлена после смерти пророка Муххамеда из сохранившихся в устно Краткий религиозный словарь
  19. КОРАН — КОРАН (араб. кур'ан, букв. — чтение) — главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние сохранившиеся списки рубежа 7-8 вв. Большой энциклопедический словарь
  20. Коран — (ар.) – главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов. Словарь по культурологии
  21. коран — КОРАН м. или алкоран, книга ученья Мохамеда, мусульманский духовный и гражданский закон. Коранный, корановый, к корану относящийся. Толковый словарь Даля
  22. коран — КОРАН, а, м. (К прописное). Книга, содержащая изложение догм и положений ислама, мусульманских мифов и норм права. Толковый словарь Ожегова