СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое в России высшее учебное заведение и первый санкционированный государством русский центр философской культуры. Основана в 1687 греками Иоанникием и Софронием Лихудами. Располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

В истории академии прослеживаются три этапа. Первый этап (1687–1700) – эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления. Второй этап (1700–75) – Славяно-латинская академия. Он связан с приходом в академию П.Роговского, первого русского доктора философии и богословия, и характеризуется значительным влиянием западноевропейских философов – от представителей второй схоластики до Лейбница и X.Вольфа. На третьем этапе преобладающее влияние в академической деятельности вновь получает православие. При первом протекторе академии (с 1701) Стефане Яворском преимущество в преподавании отдается западнорусской философской традиции. Феофилакт Лопатинский (префект академии в 1704–22, ректор с 1706) создает компромиссную систему, соединяющую религиозные и светские воззрения. С курса Лопатинского начинается профессиональное философское образование в России. В нач. 18 в. академия является крупным центром подготовки специалистов в самых различных областях гуманитарного знания. Перед нею ставились следующие задачи: подготовка богословски образованных священников, свободно владеющих древними и новыми языками; обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании; элементарное обучение студентов, переходивших затем на государственную службу. Сословный состав учащихся первоначально не регламентировался. Число учащихся колебалось от 200 до 600.

В академии преподавались языки, поэтика (правила стихосложения и синтаксиса), риторика, история, философия, богословие. Философский курс читался в течение 2 лет (4 семестров). Он включал в себя «диалектику», или «малую логику» (аристотелевская силлогистика), «большую логику» (теория познания, семиотика, принципы научного доказательства), натурфилософию (перипатетическая физика, астрономия, сведения по химии), «пневматику» (психологию), математику и метафизику (учение о принципах бытия, доказательства существования Бога). До сер. 18 в. преподавание велось на латинском языке. Помимо Лихудов и Феофилакта (Лопатинского), философию преподавали Стефан (Прибылович), Феофил (Кролик), Гавриил (Бужинский), Стефан (Калиновский), Кирилл (Флоринский), Владимир Каллиграф, Антоний (Герасимов-Забелин) и др. Философия, преподаванию которой в академии уделялось много внимания, и богословие являлись различными предметами. Однако с открытием в Петербурге Академии наук Московская академия постепенно теряет первостепенное значение, превращается в центр конфессионального (духовного) образования. Этому способствовало также создание Московского университета, а затем (в нач. 19 в.) и др. центров светского образования (Казанского, Харьковского университетов). Третий этап истории академии отмечен переименованием ее в Славяно-греко-латинскую и связан с протекторатом митрополита Московского Платона (Левшина). При нем количество учебных предметов значительно увеличивается, студенты овладевают европейскими языками, учат древнееврейский язык. Философия изучается вольфианская в интерпретации Баумайстера. Среди учеников, помимо М.В.Ломоносова, были такие деятели отечественной культуры, как Ф.П.Поликарпов-Орлов, А.Д.Кантемир, П.В.Постников, Л.Ф.Магницкий, С.П.Крашенинников, С.Г.Забелин, Н.Н.Бантыш-Каменский, Н.Н.Поповский, В.С.Петров, В.Г.Рубан, В.И.Баженов и др. Сохранились рукописные академические курсы, на русский язык переведена «Диалектика» Феофилакта Лопатинского.

Литература:

1. Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855;

2.  Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881;

3. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры 17–18 вв. М., 1990;

4. Панибратцев А.В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (первая четверть 18 века). М., 1997.

А.В.Панибратцев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Славяно-греко-латинская академия — Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. Создано в 1687 под названием Эллино-греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Большая советская энциклопедия
  2. СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ — Первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 под назв. Славяно-греко-латинского училища или Эллино-греч. академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации С.-г.-л. Советская историческая энциклопедия
  3. Славяно-греко-латинская академия — Первое высшее учебное заведение в Москве. Устав («привилей»), подготовленный Сильвестром Медведевым, подписан царём Фёдором Алексеевичем в 1682... Москва. Энциклопедический справочник
  4. Славяно-Греко-Латинская Академия — Первое высшее учебное заведение в Москве. Целью создания академии была подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Педагогический терминологический словарь
  5. Славяно-греко-латинская академия — орф. Славяно-греко-латинская академия Орфографический словарь Лопатина
  6. СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ — СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ — первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687. Первоначальное название — Эллино-греческая академия, преподавали И. Большой энциклопедический словарь
  7. Славяно-греко-латинская академия — См. Академия и Лихуды. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона