СИМПЛИКИЙ

СИМПЛИКИЙ (Σιμπλίκιος) Киликийский (ок. 490–560) – греческий философ-неоплатоник. Известен прежде всего как комментатор Аристотеля. Ученик Аммония [АММОНИЙ], сына Гермия. Симпликий приехал в Афины и стал преподавать в Академии под началом Дамаския, по-видимому, незадолго до 529, когда Афинская Академия [АКАДЕМИЯ]была закрыта по распоряжению императора Юстиниана. Вместе с Дамаскием и другими академиками Симпликий бежал в Персию ко двору царя Хосроя, однако вскоре вернулся и с 533 жил где-то у восточных окраин Империи (вплоть до недавнего времени считалось, что последние академики вернулись каждый к себе на родину и школа распалась; в 80-е гг. появились работы М.Тардье и И.Адо, где доказывается, что они поселились в Харране и сохранили школу неоплатонической философии). Все известные нам сочинения Симпликия написаны после 533. До нас дошли комментарии Симпликия к аристотелевским работам «Физика», «О небе», «О душе» (как убедительно доказывает Г.Блюменталь (1996), этот комментарий не принадлежит Симпликию), «Категории»; к «Руководству» Эпиктета; к «Искусству» Гермогена и к трактату «О пифагорейской школе» Ямвлиха (последние два не изданы). Не сохранились комментарии к «Метафизике» и «Метеорологике» Аристотеля, «Началам» Евклида и «Физике» Теофраста.

К 6 в. в неоплатонических школах сложилась прочная комментаторская традиция; комментарии писались по-разному – в расчете на разные уровни подготовки слушателей. Симпликий пишет в рамках школьного канона; его комментарий к Эпиктету носит пропедевтический характер, к «Категориям» – предназначен для начинающих, а комментарии к аристотелевским «О душе», «О небе» и «Физике» рассчитаны на серьезно подготовленного читателя. Не исключено, впрочем, что последние писались вовсе не для школы, а «в стол, для будущих ученых» (Г.Дерри), настолько они основательны, подробны и изобилуют цитатами. Только благодаря комментарию Симпликия к «Физике» до нас дошло большинство фрагментов досократиков, в особенности Гераклита и Парменида; ср. замечание Симпликия о том, что вопреки принятым правилам он хочет процитировать 50 стихов Парменида о Едином полностью, ибо списки их редки и вскоре могут вовсе исчезнуть (In Phys. 144, 25–8).

До недавнего времени сочинения Симпликия исследовались гл.о. как источник по истории греческой философии. Как самостоятельный мыслитель он стал изучаться лишь в последние годы. По манере изложения, вкусу к детальной аргументации Симпликий ближе к мыслителям средневековой схоластики, нежели к классикам неоплатонизма, от которых его отличает подчеркнутая сдержанность и трезвость мысли – он никогда не воспаряет в метафизические и мистические высоты. Придерживаясь принятой в школе традиции примирять Платона с Аристотелем, в тех случаях, когда согласовать их точки зрения невозможно, Симпликий чаще отдает предпочтение Аристотелю. Наибольший самостоятельный интерес представляет учение Симпликия о пространстве и времени, а также его полемика с Иоаннам Филопоном [ИОАНН ФИЛОПОН]по поводу понятий субстанции, формы, общего и частного и характера человеческого познания в комментарии к «Физике».

Тексты и переводы:

1. Simplicii In Aristotelis Categories commentarium, ed. К.Kalbfleisch. В., 1907 (CAG, VIII);

2.  In De Caelo commentaria, ed. I.L.Heiberg. В., 1907 (CAG, VII);

3.  In Physicorum libros... commentaria, ed. H.Diels, В., 1882–95 (CAG, IX–X);

4.  In libros De Anima commentarium, ed. M.Hayduck. В., 1882 (CAG, XI);

5.  Hadot I. (ed.), Simplicius: Commentaire sur le Manuel d’Épictete, introd. et éd. critique du texte grec. Leiden, 1996;

6.  Commentaire sur les Catégories: trad., comm., sous la dir. de I.Hadot, fasc. l–4. Leiden, 1990–1997.

7. В серии The Ancient commentators on Aristotle, ed. by R.Sorabji. L., Duckworth & Ithaca: On Aristotle’s Physics 2, transl. by B.Fleet, 1996;

8. on Phys. 4.1–5, 10–14, transl. by J.O.Urmson, 1992;

9. on Phys. 5, transl. by P.Lautner, J.Urmson, 1997;

10. on Phys. 6, transl. by D.Konstan, 1989;

11.  on Phys. 7, transl. by Ch. Hagen;

12.  Corollaries on place and time, transl. by J.О.Urmson, 1992;

13.  On Aristotle’s On the Soul 1.1–2.4, transl. by J.Urmson, P.Lautner; 2.5–2.12, transl. by J.Urmson, С.Steel, 1998;

14. On Aristotle’s Topics 1, transl. by J. M. van Ophuijusen, 1998.

15.  Рус. пер.: Комментарий к «Физике» Аристотеля (кн. 1, гл. 1), пер. и вступ. ст. Т.Ю.Бородай. – В кн.: Философия природы в античности и в средние века. М., 1998, с. 101–140.

Литература:

1. Hadot I. Le problème du néoplatonisme alexandrin: Hiéroclès et Simplicius. P., 1978;

2. Sonderegger E. Simplikios: Über die Zeit. Ein Kommentar zum Corollarium de tempore. Gött., 1982;

3. Simplicius. Sa vie, son oeuvre, sa survie. Actes du Colloque international de Paris (28 sept. –  1 oct. 1985), ed. I.Hadot. B. – N. Y., 1987;

4. Aristotle Transformed. The Ancient Commentators and their influence, ed. R.Sorabji. L., 1990;

5. Blumenthal H.J. Aristotle and Neoplatonism in Late Antiquity. N. Y., 1996;

6.  Croese I.M. Simplicius on continuous and instantaneous change: neoplatonic elements in Simplicius’ interpretation of Aristotelian physics. Utrecht, 1998.

Т.Ю.Бородай

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me