СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (Συμεών ὁ νέος Θεολόγος) (2-я пол. 10 – нач. II в.) – византийский богослов, поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит «Житие», написанное его учеником Никитой Стифатом. Согласно хронологии бельгийского ученого И.Озэрра, Симеон родился в 949 (по хронологии греческого патролога П.Христу – в 956) в Пафлагонии в аристократической семье. С 11 лет жил в Константинополе и делал успешную придворную карьеру, однако в возрасте 27 лет под влиянием своего духовного наставника, монаха Студийского монастыря Симеона Благоговейного, оставил мир и поступил в Студийский монастырь. В возрасте 31 года стал игуменом монастыря св. Маманта Ксирокерского, которым руководил свыше 20 лет. Мистическое учение Симеона вызвало воинственную оппозицию, которую возглавил митрополит Стефан Никомидийский; под его влиянием церковный Синод около 1005 изгнал Симеона из Константинополя. Умер в монастыре св. Марины в 1022 (согласно П.Христу – в 1037). Память его в Православной Церкви совершается 12 марта.

Главная тема всех произведений Симеона – учение о видении Божественного Света, который, согласно его учению, есть Сам Бог в Его откровении человеку. Симеон определяет этот свет как «нематериальный», «простой и безвидный, совершенно несложный, бестелесный, неделимый». Божественный свет – за пределом любых категорий материи или формы, как и за пределом человеческой речи и понимания: это «сокровище невыразимое, неизреченное, бескачественное, бесколичественное, безвидное, нематериальное, не имеющее формы, оформленное лишь невыразимой красотой». Божественный свет невидим для телесных глаз, но его можно видеть «очами ума», или «очами души». Являясь человеку, Божественный свет преображает его ум, душу и тело: при созерцании света «тело твое просияет, как и душа твоя, душа же... будет блистать подобно Богу». Учение Симеона о видении света имеет свою предысторию в сочинениях Григория Богослова [ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ], Евагрия Понтийского [ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ],автора «Макариевского корпуса», Максима Исповедника [МАКСИМ ИСПОВЕДНИК], Исаака Сирина [ИСААК СИРИН],однако то, что пишет Симеон, основано целиком на его собственном опыте: он был, безусловно, первым и единственным из всех византийских писателей, для кого видение света являлось главной целью всех аскетических подвигов и добродетелей и кто с такой решительностью заявлял, что «для того всякое подвижничество и всякое делание совершается нами, чтобы света Божественного, подобно светильнику, мы приобщались, когда, как единый воск, душа вся отдается неприступному свету».

Тема обóжения – сердцевина всей богословской мысли Симеона. Обожение неразрывно связано для него с Боговоплощением: по учению Симеона, Бог воспринял Свою человеческую плоть от Приснодевы Марии и дал Ей взамен Свое божество; ныне в таинстве Причащения Он дает Свою плоть верующим, чтобы обожить их. Обожение есть полное и всецелое преображение естества человека, оно охватывает все его члены и пронизывает их светом. Хотя окончательное воскресение человеческого естества наступит в будущем веке, процесс обожения начинается в настоящей жизни. Достигнув обожения, человек становится всецело подобным Богу, светоносным и триипостасным: «Бог есть свет, и с кем Он соединится, тем уделяет, по мере очищения, от Своего сияния... О чудо! Человек соединяется с Богом духовно и телесно, ибо не отделяется ни душа от ума, ни тело от души, но благодаря сущностному соединению [человек] становится триипостасным по благодати, а по усыновлению – единым богом из тела, души и Божественного Духа».

Сочинения:

1. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова, пер. с греч. иеромонаха Пантелеимона (Успенского). Сергиев Посад, 1917;

2. Главы богословские, умозрительные и практические, пер. иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998;

3. Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана, вып. I–II. М., 1890–1892;

4. Catéchéses, ed. В.Krivochéine, J.Paramelle, t. Ι–III (Sources Chrétiennes 96, 104, 113). P., 1963–65;

5. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques, ed. J.Darrouzus (Sources Chrétiennes 51-bis). P., 1980;

6. Hymnes, ed. J.Koder, J.Paramelle, L.Neyrand, t. I–III (Sources Chrétiennes 156, 174, 196). P., 1969–73;

7. Traités théologiques et éthiques, ed. J.Darrouzus, t. I–II (Sources Chrétiennes 122, 129). P., 1966–67;

8. Τοῦ ὁσίου πατρὸς υμῶν Συμεῶν τοῦ Νέου Θεολόγου τὰ εύρισκόμενα, ed. Dionyios Zagoraios. Venetia, 1790.

Литература:

1. Преподобный Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, игумена монастыря святого Маманта Ксирокерского. – «Церковь и время», 1999, 2(9); 2000, № 1(10);

2. Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980;

3. Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М., 1988;

4. Holl К. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symein dem neuen Theologen. Lpz., 1898;

5. Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem neuen Theologen. Ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden, 1974;

6. Moloney G. The Mystik of Fire and Light. Denville (N. J.), 1975;

7. Fraigneau-Julien B. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Syméon le Nouveau Théologien. P., 1986;

8. Natzopoulos A. Two Qutstanding Cases in Byzantine Spirituality: Symein the New Theologian and Macarian Homilies. Thessaloniki, 1991;

9. Turner H. Symeon the New Theologian and Spiritual Fatherhood. Leiden – N. Y. – Köln, 1990.

Иларион (Алфеев)

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Симеон Новый Богослов — [949, Галатия (Пафлагония), — 1022, Хрисополис], византийский религиозный писатель и философ-мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Большая советская энциклопедия
  2. Симеон Новый Богослов — (949, Галатия (Пафлагония), -1022, Хрисополис), византийский религиозный писатель и философ-мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Словарь по культурологии
  3. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ — СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949-1022) — византийский религиозный писатель, поэт, философ-мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам. Большой энциклопедический словарь
  4. Симеон Новый Богослов — Препод., писатель, родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей; воспитание получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. Двадцати лет... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона