САНСКАРЫ

САНСКАРЫ (санскр. saṃskāra) – многозначный и трудно переводимый термин санскритских текстов, среди значений которого наиболее важны два, со взаимоотрицающими смысловыми основами:

1) санскары в значении «деланий», «очищений», «усовершенствований» (отсюда и сам термин «санскрит» – «сделанный» грамматистами язык), т.е. результатов целенаправленной деятельности – главные домашние обряды, через которые должен был пройти «дваждырожденный» (представитель первых трех варн), чтобы быть «хорошо отделанным» для прохождения основных этапов жизни и подготовленным для лучшего следующего рождения в соответствии с верой в «закон кармы [КАРМА]».Истоки санкскар-обрядов восходят уже к поздневедийскому периода но систематизируются только на стадии специальных ритуальных текстов – грихьясутр и дхармасутр (ок. сер. 1 тыс. до н.э.) и дхармашастр. Число предписываемых санскар варьируется от 12 до 40. Наиболее устоявшейся считается схема 16 основных обрядов, в результате которой вся жизнь «дваждырожденного» осмысляется как единый цикл жертвоприношений. Среди них три санскары совершаются для человека еще до его рождения: обряды, призванные обеспечить благополучное зачатие (гарбхадхана), обеспечить рождение именно мальчика (пумсавана), разделение волос будущей матери (симантоннаяна) – ради отогнания злых духов. Шесть санскар совершаются над родившимся ребенком: церемония в связи с самим рождением (джатакарма), наречение имени (намакарана), первый вынос на улицу (нишкрамана), обряд первого кормления (аннапрашана), церемония стрижки (чудакарана), обряд прокалывания ушей (карнаведха). Пять обрядов «совершенствуют» человека во время обучения: начало изучения алфавита (видьярамбха), главный обряд инициации, «нового рождения» (упанаяна), начало изучения Вед (ведарамбха), бритье бороды (кешанта) и обряд омовения в конце ученичества (снана). Оставшиеся санскары связаны со свадебным обрядом (виваха) и с «последним жертвоприношением» похорон (антьешти);

2) санскары в противоположном значении – подсознательных, инерционных механизмов психики (инерционное движение физического тела также называется санскара) – составляют понятие, исследовавшееся теоретиками йоги [ЙОГА]. Вьяса, автор «Йога-бхашьи» (6 в.) – нормативного комментария к сутрам йоги, понимает их как бессознательные отпечатки-остатки предшествующих действий (совершенных в этой и прошлых жизнях), которые определяют память (типично инерционное явление) и в свою очередь обусловливаются ею (IV.9). Помимо санскар как причин памяти и аффектов в виде бессознательных следов в сознании, различались и другие – причины созревания плодов кармы в виде дхармы [ДХАРМА]и ее противоположности (III.18). Санскары оказывают значительное воздействие на ориентацию индивида, т.к. прошлый опыт удовольствий создает расположенность к ним, а опыт страданий – к страданиям, но оба фактора обусловливают предрасположенность к действиям, а санскары как таковые заставляют человека мыслить: «Я есмь», «Это – мое», «Я знаю» и т.д., а значит, отождествлять духовное начало с тем, что ему непричастно (II.15, IV.27). Санскары находятся в разных режимах активности, и более выявленные подавляют более латентные. Хотя в целом они обусловливают пребывание в сансаре [САНСАРА], составляя один из механизмов «закона кармы», среди них есть более благоприятные, препятствующие иным, более аффектированным. Фактически учение о санскарах было принято всеми школами индийской философии, тематизировавшими учение о карме. Часто приводимые в научной и полунаучной литературе аналогии между санскарами и фрейдовским «бессознательным» не лишены основания, но лишены точности, ибо во втором случае (даже в юнговской интерпретации) отсутствует учение о механизме действия «закона кармы».

Литература:

1. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982;

2. Классическая йога («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья»), пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. М., 1992.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me