РЕВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция – ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т.д.), означающее «скачок», прерыв постепенности в изменениях, преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия.

Сам термин «революция» появился в 14 в. и означал тогда вращательное движение, хождение по кругу. Знаменитая работа Н.Коперника озаглавлена «Об обращении небесных тел» (De revolutionibus orbium coelestium, 1543; рус. пер. М.–Л., 1947). В политической философии 17 в. под революцией подразумевалась циклическая смена правителей или всей государственной элиты. Эвристическое значение революции как круговращения проясняется в контексте становления научной картины мира Нового времени. «Революция» как сохранение (консервация, инерция) количества движения выводит существование тел из-под непрестанной опеки Бога, позволяет человеку предвидеть его последующие местоположения без Провидения. Бытие природных тел, за исключением творения и первотолчка, обретает автономию и постоянство в движении. С событий конца 18 в. во Франции складывается современное понимание революции как описания резких прорывов, радикальных переворотов, глубоко отделяющих предшествующее как старое, отжившее от текущего и будущего как нового, расцветающего настоящего. «Революция» сопрягается с идеями прогресса [ПРОГРЕСС], развития [РАЗВИТИЕ],включающего моменты отрицания [ОТРИЦАНИЕ],противоречий, скачков, отрицания отрицания [ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ],«снятия», возврата якобы к старому в восхождении по спирали. В сложном, разнообразном взаимодействии с этими идеями понятие «революция» меняет свое основное значение на «сверхинерционность»: сохранение, вернее, константность движения отныне мыслится не в консервации, а в наращивании его количества путем смены ряда форм, в котором выделяется точка разрыва, поворот, равный радикальному перевороту. В общем это соответствует закону сохранения и превращения энергии во Вселенной.

Философия марксизма с особой силой подчеркнула творческий характер революций как активности масс в развитии общества и государства: обновление человеческой жизни в пролетарской революции совпадает с ее самопорождением, что бесповоротно исключает из мира естественного бытия Бога-творца.

В марксистской концепции исторического процесса революции – это ярчайшие и глубочайшие явления продуктивной активности людей, воплощающиеся гл. о. в коллективном действии в кризисные моменты предыстории. Революционные процессы рассматриваются в единстве двух направлений. В общем взгляде на причины и ход истории человечества революция есть способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, качественный скачок и обновление сущности в системной целостности общества, восходящего на более высокий уровень (виток) развития (см. Формации общественные [ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ]). Предпосылки и «механика» такого преобразования, охватывающего «базис», «надстройку» и «дух» человеческой жизни, классически описаны К.Марксом [МАРКСФ.Энгельсом. Вся история жизни общественной формации между революциями от ее рождения до ее смерти делится надвое: на восходящую, прогрессивную стадию и стадию нисходящую, консервативную.

Кроме того, в марксистской теории революции особо подчеркивается фактическая и событийная сторона истории, прежде всего новой и новейшей. При анализе и оценке конкретных событий с точки зрения классовой борьбы [КЛАССОВАЯ БОРЬБА]возрастает значение собственно деятельностной стороны, поскольку учет и умение использовать быстроменяющийся баланс живых общественных сил позволяет ускорить или замедлить наступление объективно необходимых результатов, продлить или сократить и облегчить муки родов нового общественного строя. Складывание объективных и субъективных предпосылок революции, превращение общего кризиса в революционную ситуацию и перевод ее в развертывание собственно революции предстает как историческая задача, решение которой обусловлено возведением теории и практики революции в ранг искусства, в высший вид созидательности – коллективное творчество людьми самих себя и своих форм общежития.

В социологии социальных изменений выделяются четыре основные концепции революции: поведенческая, психологическая, структурная и политическая. Первая, предложенная П.А.Сорокиным [СОРОКИН],определяет революцию как форму отклоняющегося поведения людей, вызванную репрессией врожденных (базовых) рефлексов. Неожиданно вырывающееся беснование орды сумасшедших мгновенно разрушает дисциплину, порядок и т.д. приобретенной цивилизованности. Но хаос революции лишь затрудняет удовлетворение их базовых потребностей, а взрывной расход ускоряет истощение энергетического запаса организма. Вновь возникающая тяга к порядку и истощенность жизненных ресурсов превращает массу в удобный материал для социальной «формовки» новым репрессором. В соответствии с этой концепцией всякую революцию завершают деспотия и тирания.

Психологические теории революции концентрируют внимание на проблеме комплексных мотивационных ориентаций. Самая влиятельная и наиболее разработанная из них – теория «относительной депривации» Дж.Девиса и Т.Герра. Суть дела не в самих по себе фактах нищеты и социальных лишений, а в осознании их несправедливости, которую невозможно более терпеть, несовместимости угнетения с естественным порядком и достоинством людей. Различаются три пути обострения чувства расхождения между ожиданием справедливого, по мнению людей, должного и сущим, которое может обернуться революцией: 1) нереализованность «пробудившихся надежд», 2) падение реальных стандартов жизни при прежних ожиданиях, «революция отобранных выгод», 3) период процветания, совместный рост улучшения жизни и надежд на будущее неожиданно разделяется, причем светлые ожидания продолжают расти, а реальные возможности успеха блокируются или поворачивают вспять, вызывая «революцию прогресса».

Альтернативные психологические теории исследуют революцию на макроструктурном уровне. Согласно им, причины революций следует искать в структурных ограничениях и напряженностях контекста групповых, классовых и национальных (интернациональных) отношений, а не в менталитете индивидов или их межличностных связях, в т.ч. не во взглядах и интересах завзятых революционеров. Успех революционных преобразований, направляемых массовыми выступлениями «снизу», достигается и закрепляется сменой старой политической элиты новой, складывающейся в конфликтных условиях борьбы классов, наций и государств и действующей во имя революционных символов. Тем самым акцентируется значение политики, внутригосударственной и международной, в революции. (Теда Скокпол отводит центральную роль государству в социальных революциях прошлого и будущего.)

Более односторонней и узкой является трактовка революции исключительно как политического феномена, как нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Экстраординарность революций тем самым снижается до модели соревновательности, до крайней формы соперничества за политический контроль, мобилизующей ресурсы коллективного действия.

Трудности и слабости каждой из школ в социологических теориях революции приводят к выводу о необходимости построения синтетической, многомерной концепции, в чем немалую роль может сыграть марксистская концепция революции, очищенная от идеологического догматизма. Центральными в такой теории революции представляются проблемы ее взаимосвязи с идеей прогресса, соотношения ее цены и смысла, возможности ее избежать вообще. Отождествление же любой, в т.ч. и успешной, массовой активности социальных низов с революцией кажется проблематичным.

В.П.Перевалов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Революция — I Револю́ция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот) глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая... Большая советская энциклопедия
  2. революция — -и, ж. 1. Коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, приводящий к переходу от исторически отжившего общественного строя к более прогрессивному. Великая Октябрьская социалистическая революция. Малый академический словарь
  3. РЕВОЛЮЦИЯ — РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. revolutio — переворот) — англ. revolution; нем. Revolution. 1. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к др. Социологический словарь
  4. революция — Револю́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. революция — орф. революция, -и; но: площадь Революции, проспект Революции (в некоторых городах), пик Революции (на Памире) Орфографический словарь Лопатина
  6. революция — РЕВОЛЮЦИЯ и, ж. revolution f. <�лат. revolutio откатывание; переворот. 1. астр., устар. <�лат. Полный оборот космического тела. Словарь галлицизмов русского языка
  7. революция — • великая ~ • настоящая ~ • подлинная ~ Словарь русской идиоматики
  8. революция — см. >> бунт, мятеж Словарь синонимов Абрамова
  9. революция — (иноск.) — коренная перемена в порядках, переворот, передряга (намек на революцию в смысле — смуты, мятежа, насильственного переворота. Революционный. Революционерство. Ср. "У них в доме теперь произошла целая революция". Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  10. революция — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? революции, чему? революции, (вижу) что? революцию, чем? революцией, о чём? о революции; мн. что? революции, (нет) чего? революций, чему? революциям, (вижу) что? революции, чем? революциями, о чём? о революциях... Толковый словарь Дмитриева
  11. революция — Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где rewolucja < лат. revolutio «переворот». Этимологический словарь Шанского
  12. РЕВОЛЮЦИЯ — Социальная — коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной Р. является конфликт между растущими производит. Советская историческая энциклопедия
  13. революция — РЕВОЛЮЦИЯ — КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ Революционер(ка) — контрреволюционер(ка) революционный — контрреволюционный (см.) революционность — контрреволюционность — Какая, к черту, в Семидоле революция? ... — Н-да... Революции у нас, пожалуй, еще нет. Словарь антонимов русского языка
  14. революция — РЕВОЛЮЦИЯ, и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти. Буржуазная р. (свергающая феодальный строй и устанавливающая власть буржуазии). Толковый словарь Ожегова
  15. революция — РЕВОЛ’ЮЦИЯ, революции, ·жен. (·лат. revolutio — переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому... Толковый словарь Ушакова
  16. революция — РЕВОЛЮЦИЯ -и; ж. [от лат. revolutio — переворот] 1. Коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, приводящий к смене общественного строя. Феодальная, буржуазная, социалистическая... Толковый словарь Кузнецова
  17. революция — Заимствование (через польский или немецкий языки) из латинского, где revolutio – "переворот". Вначале значение – "перемена", затем происходит переосмысление – "мятеж". Этимологический словарь Крылова
  18. революция — РЕВОЛЮЦИЯ ж. франц. переворот, внезапная перемена состоянья, порядка, отношений; смута или тревога, беспокойство. Революция в погоде, в пищеварении, в общественном мнении, переворот. Толковый словарь Даля
  19. революция — Революции, ж. [латин. revolutio – переворот]. Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к смене государственной власти. || перен. Коренной переворот в какой-н. области знания, искусства. Большой словарь иностранных слов
  20. РЕВОЛЮЦИЯ — РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio — поворот, переворот) — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр. Большой энциклопедический словарь
  21. революция — революция I ж. Быстрое и глубокое изменение основных устоев политического, социального и культурного порядка, великое потрясение, происходящее в том случае, если другого выхода из социальных и политических противоречий обществу не оставлено... Толковый словарь Ефремовой
  22. революция — револю́ция уже у Шафирова, 1710 г. (Смирнов 254). Через польск. rewolucja из лат. revolūtiō "переворот"; см. Преобр. II, 191; Горяев, ЭС 450. Этимологический словарь Макса Фасмера