ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – категория марксизма, обозначающая ступени исторического развития общества, устанавливающая определенную логику исторического процесса. Основные характеристики общественной формации: способ производства, система общественных отношений, социальная структура и т.д. Развитие стран и отдельных регионов богаче определения их принадлежности какой-либо формации, формационные характеристики в каждом случае конкретизируются и восполняются особенностями общественных укладов – социально-политических институтов, культуры, права, религии, морали, обычаев, нравов и т.п., что находит свое выражение в категории цивилизации [ЦИВИЛИЗАЦИЯ] и цивилизационном измерении исторического процесса.

Базовыми ступенями исторического процесса выступают три большие общественные формации: первичная (общая собственность), вторичная (частная собственность) и третичная (общественная собственность). Вторичная формация является экономической общественной формацией. Ее прогрессивные эпохи – азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Азиатский способ производства специфичен, требует специального анализа. Другие же представляют собой общественные формации в узком смысле. Античная и феодальная формации определены на основе западноевропейской истории.

Первичная формация характеризуется архаическим синкретизмом общественных отношений. Экономический и родовой строй совпадают друг с другом. Грань между ними возникает с появлением частной собственности [СОБСТВЕННОСТЬ]. Дифференциация базиса и надстройки возникает в условиях вторичной общественной формации. Особенности вторичной формации не распространяются на третичную. Существует несколько типологий общественных формаций. В догматическом марксизме выделено 5 типов: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. У самого К.Маркса [МАРКС] можно найти схему из трех цивилизаций – докапиталистической, капиталистической и коммунистической. В современной социологии типологизация обществ (напр., традиционное, индустриальное, постиндустриальное) продолжает традиции макросоциологической теории (напр., структурный функционализм Т.Парсонса [ПАРСОНС], Н.Лумана и др.).

Ю.К.Плетников

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me