РАУШЕНБУШ

РАУШЕНБУШ (Rauschenbusch) Уолтер (1861–1918) – американский протестантский теолог, лидер социального евангелизма [СОЦИАЛЬНЫЙ ЕВАНГЕЛИЗМ]. После окончания богословской семинарии в Рочестере стал баптистским пресвитером в бедном районе Нью-Йорка. Непосредственное знакомство с жизнью городских трущоб воодушевило Раушенбуша на разработку доктрины социального евангелизма, систематически изложенную им в книге «Христианство и социальный кризис» (Christianity and Social Crisis, 1907). Наступил, утверждал он, «Великий день Христа», когда раскрылись способности человека построить «Царство Божие путем преобразования всех общественных отношений в соответствии с нормами евангельской морали, и прежде всего главной из них – заповедью любви». Поэтому церковь не должна оставаться равнодушной к страданиям людей и ограничиваться заботой о спасении [СПАСЕНИЕ]отдельных индивидов. Ее главная задача – добиться «перенесения гармонии небес на землю», что должно ликвидировать социальное зло и эксплуатацию, заменив ее системой добровольных услуг.

Раушенбуш последовательно развивает идеи либерального протестантизма 19 в., соответствующим образом интерпретируя ключевые христианские догматы (см. Догматы христианские [ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСКИЕ]) и понятия. По его мнению, в людях заложен особый социальный инстинкт, который составляет основу жизни общества и моральных норм; он проявляется прежде всего в стремлении к добру и любви к другим людям. Поэтому христиане способны своими силами преодолеть социальную несправедливость, сознательно и в качестве младшего партнера Творца эффективно участвовать в создании Царства Божьего. Тем самым в отличие от ортодоксальной протестантской концепции трансцендентного Бога, пребывающего по ту сторону человеческого опыта, он утверждает концепцию имманентного Бога. Соответственно и понятие греха [ГРЕХ]интерпретируется Раушенбушем не как полная утрата свободы воли и склонности к добродетели (М.Лютер [ЛЮТЕР], Ж.Кальвин), но как духовный и практический эгоизм, себялюбие, игнорирование интересов других людей, т.е. как мирской порок, поддающийся исправлению в результате осознания истинными христианами своего земного призвания и неустанного самосовершенствования.

Взгляды Раушенбуша выразили социальные позиции лидеров крупнейших протестантских церквей США, озабоченных растущими противоречиями труда и капитала, что привело к бурному росту христианских рабочих организаций и профсоюзных объединений. Последующее развитие США, особенно 1-я мировая война и годы депрессии, выявили утопичность «позитивной» программы Раушенбуша, в 1930-х гг. подвергшейся резкой критике со стороны Райнхольда Нибура [НИБУР РАЙНХОЛЬД]. Однако страстные обличения Раушенбушем мучительных противоречий индустриального общества и защита идеалов либерализма оказали громадное влияние на позиции христианских идеологов и протестантских церквей, в частности на социальную философию M.Л.Кинга. Выдвинутая Раушенбушем концепция мирной «революции духа», противопоставляемая Октябрьской «захватной революции» 1917, была положена в основу программы российских баптистов.

Сочинения:

1. Социальные принципы Иисуса Христа. Нью-Йорк. б. г.;

2. Christianizing the Social Order, 1912;

3. The Social Principles of Jesus, 1916;

4. A Theology for the Social Gospel, 1922.

Литература:

1. Кислова А.А. Социальное христианство в США. М., 1974;

2. Митрохин Л.Н. «Социальный евангелизм» Раушенбуша. – В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997.

Л.Н.Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me