ПРАТЬЯБХИДЖНЯ

ПРАТЬЯБХИДЖНЯ (санскр. pratyabhiñā – узнавание) – один из ключевых терминов индийской философской традиции, впервые введенный грамматистом и ведантистом Бхартрихари [БХАРТРИХАРИ]в трактате «Вакьяпадия». Пратьябхиджня более всего напоминает здесь платоново «припоминание» (ἀνάμνησις): с точки зрения Бхартрихари, всякое знание уже латентно присутствует в сознании того, кто слушает, а произнесенное речение лишь косвенно способствует постижению смысла в мгновенной вспышке интеллектуальной интуиции. В традиции веданты [ВЕДАНТА]это означает, что «освобождение» уже изначально заложено в самой природе сознания и важно лишь внезапно осознать в себе эту сущность, вечно пребывающую внутри каждого живого существа. Особую роль понятие «пратьябхиджня» стало играть в учениях кашмирского шиваизма [КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ]. В системе Абхинавагупты [АБХИНАВАГУПТА]пратьябхиджня рассматривается как требование, вменяемое адепту (садхака): сам Шива должен быть внезапно «узнан», «припомнен» как та внутренняя сущность в сердце адепта, которая составляет не только основание его сознания, но и абсолютное обещание освобождения. В узком смысле слова «пратьябхиджня» – название одной из школ в рамках кашмирского шиваизма. Базовым текстом школы считаются «Ишвара-пратьябхиджня-карики» («Карики об узнавании Господа»), написанные в нач. 10 в. Утпаладевой и позднее прокомментированные Абхинавагуптой.

Н.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пратьябхиджня — (санскр. Pratya hijñâ = узнание, recognitio) — в индийской шиваитской теософии школы Шанкары термин, обозначаюиий познание. Согласно учению этой школы, единственной субстанцией является Бог; все предметы суть его идеи; а так как Бог тождествен с нами... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона