ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности (т.е. иным) могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д. В праве объектом ответственности является закон. Ответственность может быть обусловлена: а) ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (напр., ответственность родителей), б) сознательно принятым им социальном статусом (напр., ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника). Соответственно различают естественную и контракторную ответственность (Г.Йонас). Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением – как обязанность [ОБЯЗАННОСТЬ]. Она может быть двоякой: а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, сближается в таком понимании с подотчетностью; б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга [ДОЛГ]; но и в этом случае сохраняется то ее измерение, которое фиксируется в модальности «ответственность перед», в отличие от модальности «ответственность за».

В истории философии идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (напр., в бихевиоризме Б.Скиннера). Свобода – одно из условий ответственности, ответственность – одно из проявлений свободы, в частности как автономии (см. Автономия и гетерономия [АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ]): человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. На это указывал уже Аристотель, подчеркивая, что произвольное (т.е. свободное) действие, но совершенное в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля (EN III, 2). Аристотель не использует специальное понятие «ответственность», но, описывая отдельные аспекты произвольности и виновности, он достаточно полно раскрывает феноменологию ответственности. Человек, по Аристотелю, властен совершать как прекрасные, так и постыдные поступки, от него зависит, поступки какого характера он совершает, и в соответствии с этим ему оказывают почести или его наказывают по суду. Ответственность, т.о., предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются: некто N ответствен за действие или событие x, если x совершено намеренно и со знанием возможных последствий. Но и неведение, на что также указывал Аристотель, в отдельных случаях может быть вменено судом в вину человеку, и тогда он будет нести двойное наказание [НАКАЗАНИЕ]. В соотнесении с ответственностью наказание за нарушение требований не является возмездием (или возмездием только), но санкцией, обеспечивающей установленный баланс прав и обязанностей (Дж.Ролз).

Мера свободы человека удостоверяется мерой его ответственности. По мере расширения круга тех, перед которыми и за которых человек считает себя ответственным в своей свободе, он преодолевает тесные пределы условности, или частичности своего существования. Потенциально ответственность человека безмерна. В христианстве – образом Иисуса – был задан ее универсальный масштаб. В экзистенциализме она «распространяется на все человечество» (Ж.-П.Сартр): поступая определенным образом, человек тем самым как бы выбирает в себе человека, стремящегося до конца исполнить свой долг, или проявить себя в качестве совершенно свободного человека. В неопротестантской теологии делается акцент на эсхатологическом аспекте ответственности, который заключается в том, что человек ответствен не только за себя, за окружающих и перед всем человечеством, но и перед Богом – его эсхатологической волей: человек утверждает ответственный образ жизни, уповая на милосердие Бога и ожидая прихода Царства Бога (В.Хубер).

Таково метафизическое, или экзистенциальное понимание ответственности, радикально противостоящее жестко-детерминистскому ее отрицанию. Иная концепция формулируется в рамках практически ориентированного понимания этого феномена, рассматриваемого в контексте определенных социальных, групповых и межличностных отношений человека и в соотнесении с вырабатываемыми в рамках этих отношений стандартами поведения, критериями оценки (одобрения и осуждения) и санкции (награды и наказания). Ответственность здесь не ожидается от личности, но вменяется ей, независимо от того, считает ли она себя свободной или нет.

Как выражение моральности и основа действий ответственность отлична от убежденности. Выделение «этики убеждения» и «этики ответственности» позволило М.Веберу разграничить два типа поведенческой ориентации. При том, что названные нормативно-поведенческие ориентации не противостоят, но взаимодополняют друг друга, между ними есть принципиальные различия. Этика убеждения – это абсолютная этика беззаветной устремленности к совершенству; такова любая религиозная этика в ее наиболее строгих определениях. Приверженец этой этики озабочен возвышенностью целей – и не берется отвечать за характер результатов своих усилий. В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому ее приверженец уделяет особенное внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за последствия своих действий, которые должен был бы предвидеть (см. Цель и средства [ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА]). Практический характер, ориентация на объективные результаты обусловливают особенную актуальность этики ответственности в рамках политической или хозяйственной деятельности.

Вышесказанное относится к т.н. проблеме «личной ответственности». В современной социальной теории и философии права ставится вопрос и о «корпоративной ответственности», т.е. ответственности за действия, которые в их конкретности были совершены индивидами, но предопределены принадлежностью этих индивидов к институтам, организациям, государству и т.п. На этот счет существует точка зрения, опирающаяся на концепцию «первой причины» (first causes) и заключающаяся в представлении, что любые действия совершаются людьми, и они лично должны быть ответственны за их последствия. В случае, когда отрицательные последствия имеют действия (проекты) коллективных деятелей (институтов, корпораций, организаций), ответственность за них должны нести конкретные исполнители и руководители. Согласно другой точке зрения, корпоративный деятель ответствен в своих действиях как юридически признанное лицо, т.е. как такой субъект и агент, у которого есть намерения, мотивы и интересы, а также оговоренные в уставе, обусловленные заключенными договорами или взятыми обязательствами цели, права и обязанности.

Литература:

1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. – В кн.: Сумерки богов. М., 1989, с. 324;

2. Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избр. произв. М., 1990, с. 690–706;

3. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995;

4. Jonas H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. Fr./M., 1979;

5. Huber W. Sozialethik als Verantwortungsethik. – Ethos des Alltags. Z. – Köln, 1983;

6. Zimmerman M.J. An Essay on Moral Responsibility, Totowa. N. J., 1988.

Р.Г.Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ответственность — -и, ж. 1. Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-л. Нести ответственность. Привлечь к ответственности. Малый академический словарь
  2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — англ. responsibility; нем. Verantwortlichkeit. Обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от характера применяемых санкций различают... Социологический словарь
  3. ответственность — Отве́т/ств/енн/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  4. ответственность — орф. ответственность, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. ответственность — Чего, за что, перед кем. 1. ч е г о (важность, значительность). С полным сознанием важности и ответственности поручения Гаврик деловито... шлепал по горячей тропинке среди пахучего бурьяна (Катаев). Управление в русском языке
  6. ответственность — • безумная ~ • большая ~ • великая ~ • величайшая ~ • высокая ~ • громадная ~ • колоссальная ~ • огромная ~ • полная ~ • серьезная ~ • страшная ~ • тяжелая ~ • тяжкая ~ Словарь русской идиоматики
  7. Ответственность — Отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом... Педагогический терминологический словарь
  8. ответственность — Ручательство, порука Брать на свою ответственность Грех пополам см. >> залог см. также -> взять на свою ответственность, отказываться от ответственности Словарь синонимов Абрамова
  9. ответственность — ответственность , -и Орфографический словарь. Одно Н или два?
  10. ответственность — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? ответственности, чему? ответственности, (вижу) что? ответственность, чем? ответственностью, о чём? об ответственности... Толковый словарь Дмитриева
  11. ответственность — Необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Различают следующие виды ответственности: юридическая, дисциплинарная, материальная, уголовная, моральная. Юридическая... Большой бухгалтерский словарь
  12. ответственность — Большая, великая, высокая, главная, глубокая, громадная, значительная, изрядная, колоссальная, немалая, неразделенная, нешуточная (разг.), огромная, основная, особая, полная, почетная, реальная, серьезная, страшная (разг. Словарь эпитетов русского языка
  13. ответственность — ОТВЕТСТВЕННЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ Ответственно — безответственно ответственность — безответственность Ответственный человек — безответственный человек. Ответственное отношение к делу — безответственное отношение к делу. Словарь антонимов русского языка
  14. ответственность — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -и; ж. 1. к Ответственный (3-4 зн.). О. работника. Проявить ответственность при выполнении задания. С полным сознанием своей ответственности за исполнение поручения. 2. Необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  15. ответственность — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, и, ж. 1. см. ответственный. 2. Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести о. за что-н. Толковый словарь Ожегова
  16. ответственность — Административная — см. административная ответственность. Большой юридический словарь
  17. ответственность — ОТВ’ЕТСТВЕННОСТЬ, ответственности, мн. нет, ·жен. 1. Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела... Толковый словарь Ушакова
  18. ответственность — См. отвечать Толковый словарь Даля
  19. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) обязанность экономического субъекта отвечать по принятым им обязательствам, выполнять договоры, соблюдать законы, платить налоги, компенсировать ущерб, нанесенный чужой собственности, окружающей среде. Экономический словарь терминов
  20. ответственность — ответственность ж. 1. Возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия; обязанность отвечать за свои поступки. Толковый словарь Ефремовой