НОЭСИС И НОЭМА

НОЭСИС и НОЭМА (νόησις – «мысль», «мышление» и νόημα – «мысль», «мысленное представление») – понятия, не составляющие в греческой философии ни оппозиции в строгом смысле, ни пары как таковой. У Платона ноэсис противопоставлена зрению и находится в одном ряду с рассуждением (Государство 524b), есть «начало знания» (Определения 414а). Ноэма, будучи мыслью о чем-то, мыслит то единое, которое проявляется в некоем множестве вещей (Парменид 132bс). У Аристотеля ноэсис как таковая есть совокупность ноэм (ἡ νόησις τά νοήματα – О душе, I 3, 407а 7), а ноэсис бога есть «мысль мысли» (ἔστιν ἡ νόησις νοήσεως νόησις – Метафизика XII 9, 1074b 34).

В среднем платонизме [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ] закрепилось учение об идее, которая по отношению к богу есть νόησις αὐτοῦ (Алкиной.Учебник платоновской философии 163, 14–15), причем Алкиной доказывает существование идей так: бог – либо ум, либо нечто мыслящее, значит, у него есть мысли (νοήματα), причем вечные и неизменные, следовательно, идеи существуют. Однако Плотин показывает, что можно – описывая вслед за Аристотелем «мысль мысли», т.е. ум или бога, – обойтись и без понятия «ноэма»: он замечает, что «мысль – не мыслит, но [есть: а именно, она] есть причина того, что мыслит другое» (νόησις... οὐ νοεῖ, ἀλλʽ αἰτία τοῦ νοεῖν ἄλλω̣ – VI 9, 6, 53–54).

Т.о., греческая философия не дает прямого повода для конструирования пары понятий «ноэсис и ноэма», как это делает Гуссерль, хотя выбранные им словообразовательные модели удачно выполняют функцию, требуемую его конструкцией.

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me