НОУМЕН

НОУМЕН (греч. νοούμενον – мысленное, умопостигаемое) – понятие, применяемое Платоном для характеристики трансцендентных идей, которые, по его учению, образуют идеальные архетипы, прообразы чувственно воспринимаемых вещей. В этом же смысле это понятие трактуется в ряде философских учений Средних веков и Возрождения. В философии Канта [КАНТ], придавшего понятию ноумена основополагающее значение, ноумены – априорные идеи чистого, т.е. не опирающегося на опыт, разума. Речь идет о психологической идее (субстанциальность души, личное бессмертие), космологической идее (мир как целое, свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений), теологической идее (Бог). Эти идеи, поскольку они не имеют основания в опыте, не свидетельствуют о существовании того, что в них мыслится: «стало быть, мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности» (Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965, с. 314). Тем не менее идеи чистого разума безусловно необходимы и эвристически плодотворны; они являются регулятивными принципами, которые оптимально синтезируют многообразие знания. Кант противопоставляет ноумены феноменам (явлениям) и в этой связи нередко отождествляет вещи-в-себе с ноуменами, хотя последние в отличие от вещей в себе не вызывают чувственных восприятий и не поставляют рассудку материал знания. Так, в «Критике чистого разума» (1781, рус. пер. 1867) Кант утверждает: «Понятие ноумена, т.е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе... не заключает в себе никакого противоречия» (там же, т. 3. М., 1964, с. 309).

В «Критике практического разума» и в «Метафизике нравов» Кант трактует ноумены как безусловно необходимые объекты веры чистого практического (т.е. нравственного) разума и тем самым, правда гипотетически, допускается их действительное существование.

Т.И.Ойзерман

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Ноумен — (от греч. noúmenon —постигаемое) термин, широко распространённый в философии средневековья и нового времени, обозначающий нечто умопостигаемое в противоположность Феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами. Большая советская энциклопедия
  2. НОУМЕН — НОУМЕН (от греч. поитепоп — умопостигаемое, мысленное) — англ. поитепоп; нем. Nuomen. Умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания, в отличие от феномена (объекта чувственного созерцания). Социологический словарь
  3. ноумен — орф. ноумен, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. ноумен — НОУМЕН — понятие, впервые введенное в философию Платоном, который называл Н. (ta noumena) недоступные чувственным восприятиям, умопостигаемые, трансцендентные идеи красоты, истины, добра, противопоставляя этот мыслимый мир... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  5. ноумен — И нумен, ноумена, м. [греч. noumenos – мыслимый] (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) – “вещь в себе”, сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; противоположное феномен. Большой словарь иностранных слов
  6. ноумен — НО’УМЕН и нумен, ноумена, ·муж. (·греч. noumenos — мыслимый) (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) — "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли; ант. феномен. Толковый словарь Ушакова
  7. НОУМЕН — НОУМЕН (от греч. noumenon) — умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном. Большой энциклопедический словарь
  8. ноумен — ноумен I м. Непознаваемая вещь в себе в философии Канта. || противоп. феномен II м. Суть явления, кроющаяся за видимой реальностью. Толковый словарь Ефремовой
  9. НОУМЕН — НОУМЕН — философское понятие, которое было введено в неоплатонизме для обозначения мира умопостигаемых сущностей. Понятие Н., которое использовалось в средневековой философии... Новейший философский словарь