НАДЕЖДА

НАДЕЖДА – ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении надежды (ἐλπίς). Негативное ценностное значение надежды обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия, добровольный самообман. Однако из представления об иллюзорности не всегда делался вывод о том, что надежда является злом; часто она выступала в роли утешения («Прикованный Прометей» Эсхила) – как средство, хотя и не способное отвести удары судьбы, зато избавляющее человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Ценность иллюзорной надежды-утешения была развенчана, в частности, в стоицизме, согласно которому обманчивая надежда ведет к отчаянию, в то время как главное для человека сохранить мужество [МУЖЕСТВО]в столкновении с любыми превратностями судьбы. Нейтральное значение понятия раскрывается как ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. По Платону, у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных – ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано и понимание надежды как положительной ценности [ЦЕННОСТЬ](справедливой награды за добродетельную жизнь), в античности закрепившееся и в том, что надежду изображали на монетах, а в древнем Риме существовало ее культовое почитание (spes).

В христианстве надежда трактуется исключительно как положительная ценность. Хотя допускается, что объектами надежды могут быть различные (в т.ч. материальные) блага, в ней усматривается знак принадлежности человека не земной жизни, а вечности; ее основное содержание – упование на справедливый суд Христа и спасение (мессианская надежда). В таком качестве надежда рассматривается как одна из основополагающих добродетелей [ДОБРОДЕТЕЛЬ]наряду с верой [ВЕРАмилосердием [МИЛОСЕРДИЕ]. Наиболее распространена точка зрения, что надежда в сравнении с др. теологическими добродетелями обладает меньшей значимостью. Для апостола Павла «любовь из них больше», поскольку любовь пребывает вечно, в вере же и в надежде потребность утрачивается, когда Царство Божье становится фактом. В самом Боге нет ни веры, ни надежды, а есть только любовь. На основе анализа святоотеческих текстов С.М.Зарин говорит о второстепенном значении надежды и как аскетического средства. На высшей ступени своего развития христианин угождает Богу не благодаря надежде на получение в будущей жизни вечного блаженства за «доброделание», а только из любви к Богу.

Понятие надежды занимает существенное место в моральной философии И.Канта. Согласно Канту, высшее благо (философский эквивалент понятия Царства Божьего) составляется из двух элементов – добродетели (нравственности) и счастья, между которыми объективно существует напряжение: в моральном законе не содержится необходимого основания для связи между нравственностью и счастьем. Совершенное осуществление добродетели и достижение соразмерного с добродетелью счастья непостижимы разумом и могут быть предметом лишь надежды. В качестве условий возможности высшего блага и оснований надежды на его достижение Кант называет свободу, бессмертие души и бытие Бога. Постулат о свободе вытекает из необходимости допущения способности определения воли по законам умопостигаемого мира, постулат о бессмертии души – из необходимости условия «соразмерности продолжительности существования с полнотой в исполнении морального закона». Благодаря постулату о бытии Бога оказывается возможной надежда на осуществление высшего блага во всей полноте – достижение соразмерного с нравственностью счастья. Надежда, как и страх, не может быть, по Канту, нравственным мотивом: в качестве принципа деяния она разрушительна для его моральной ценности.

Античные и христианские представления о надежде и сами их основания стали предметом переосмысления для современных авторов. Так, А.Камю, разделяя античный взгляд на надежду как на иллюзию, добровольный самообман, считает, что понимание ее как ценности возможно лишь в рамках религиозного и философского сознания, приписывающего миру смысл и основание. По логике этого сознания, если не надеяться на понимание мира и на спасение в нем, то следует отказаться от жизни. Такое мировоззрение Камю обнаруживает не только в христианском и новоевропейском образе мысли, но и в экзистенциализме. Единственный путь для человека, осознавшего наконец свою принадлежность абсурду, состоит в жизни без надежды на понимание и на спасение, которая всегда тождественна иллюзии. Надежде в современной философии противопоставляется безнадежность как отсутствие всякого обмана (Ж.Батай). Надежда-иллюзия считается всего лишь предлогом для ухода от решения смысло-жизненных дилемм в мир грез (Д.Д.Рунс).

В основании античного и современного понимания надежды как иллюзии, согласно П.Рикёру, лежит миросозерцание «вечного настоящего». Причину отказа от надежды в этой традиции он видит в признании приоритета необходимости. Адекватное же понимание надежды, по его мнению, возможно лишь в теологии и философии, имеющих эсхатологическое измерение. В контексте эсхатологической теологии Рикёр связывает понятие надежды с понятиями воскресения и свободы [СВОБОДА]. Познать воскресение Христа – значит приобщиться к надежде на воскресение из мертвых. Э.Блох при создании философии надежды опирался на учение К.Маркса, которое само считал актом надежды, именно на том основании, что в отличие от предшествующей философии, ориентированной в прошлое и исходящей из реализованности идеала совершенства, марксизм ориентирует на достижение универсального совершенства в будущем. Успешность мирового процесса в этом движении определяется, по Блоху, надеждой, признаваемой атрибутом бытия, устремленностью к будущему или первоначальной формой выражения «голода» – побудительной силой, ведущей к изменению в мире. Э.Фромм, обосновывая положительную ценность надежды во внерелигиозном контексте и косвенно возражая против отождествления ее с иллюзией, напротив, особый акцент делает на непременной укорененности надежды в настоящем. Объектом надежды, по его мнению, является состояние бытия, а пассивное ожидание достижения бытийной полноты в далеком будущем Фромм считает одной из основных форм отчуждения надежды (поклонение «будущему», «потомкам», «прогрессу» и т.п.). Именно пассивное упование уводит человека от собственной активности и ответственности за свою жизнь, надежда же требует действовать и добиваться достижения целей. Поэтому она опирается на особого рода знание реальности – «видение настоящего, чреватого будущим», которое Фромм называет рациональной верой, или умением усматривать суть явлений. Увязывание надежды с настоящим делает ее более действенной еще и потому, что уберегает от другой формы отчуждения – игнорирующего реальность авантюризма.

Напротив, в религиозно-философских рассуждениях о надежде особенно акцентируется присущий ей элемент иррациональности. Так, Рикёр подчеркивает, что логика надежды – это логика избыточности, поскольку объект надежды не только не имеет предпосылок в настоящем, но и противоположен настоящему – существованию «под знаком креста и смерти». С.АЛевицкий объясняет иррациональность надежды тем, что «превратимость возможности в действительность» постулируется в ней часто против доводов разума. Оборотной стороной иррациональности надежды является ее соотнесенность со свободой. Согласно Рикёру, надежда соотнесена со свободой отрицания смерти. По Левицкому, надежда есть проявление свободы, поскольку она представляет собой «постулирование определенной благой возможности как субъективно долженствующей осуществиться»; лишенный надежды, лишен и свободы.

Представление о надежде как о положительной ценности включает и утверждение ее действенности в личностном, социальном и космическом аспектах (К.С.Льюис, Рикёр). Блох считал, что надежда ориентирует на осуществление высшего блага как торжества коммунизма и Царства Свободы, где преодолеваются какие-либо противоречия в человеческом бытии и человек становится бессмертным. По Фромму, надежда как основная характеристика бытия направлена на активное преобразование человеком и обществом «земной» реальности в направлении ее «большей жизненности».

Литература:

1. Платон. Филеб. Государство. Тимей // Платон. Собр. соч. в 4 т., т. 3. М., 1994;

2. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965;

3. Левицкий С.А. Трагедия свободы. – Соч., т. 1. М., 1995, с. 238–43;

4. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996;

5. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990;

6. Льюис К.С. Просто христианство [III, X]. – Он же. Любовь, страдание, надежда. М., 1992;

7. Фромм Э. Революция надежды. – Он же. Психоанализ и этика. М., 1993;

8. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996;

9. Bloch Ε. Das Prinzip Hoffnung. Bd. 1–3. В., 1954–59;

10. Shorey P. Hope. – Hastings J. (ed.). Encyclopedia of Religion and Ethics. Edinburgh–N.Y., 1974.

О.В.Артемьева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. надежда — орф. надежда, -ы Орфографический словарь Лопатина
  2. Надежда — («Наде́жда»,) парусное судно первой русской кругосветной экспедиции под командой И. Ф. Крузенштерна (1803—1806). Водоизмещение 450 т. Во время плавания с «Н.» в 1804 сделаны глубоководные наблюдения над температурой воды и др. в Тихом океане. Большая советская энциклопедия
  3. надежда — -ы, ж. Ожидание чего-л. желаемого, соединенное с уверенностью в возможности осуществления. Обманутые надежды. □ Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни, о своих намерениях и надеждах. Тургенев, Накануне. Малый академический словарь
  4. надежда — Наде́жд/а. Морфемно-орфографический словарь
  5. надежда — : в надежде и с надеждой (надеясь). В надежде (с надеждой) на скорую встречу. Сделавши это распоряжение, Анна Павловна возвращается восвояси в надежде хоть на короткое время юркнуть в пуховики (Салтыков-Щедрин). Больной уехал на юг с надеждой на благотворное действие теплого климата. Управление в русском языке
  6. надежда — Древнерусское – надежда. Старославянское – надежда. Общеславянское – nadedja, nadeti (положить). Слово «надежда» заимствовано из старославянского языка. Оно является исконным и широко употребляется с первой половины XIV... Этимологический словарь Семёнова
  7. надежда — • большая ~ • великая ~ • истовая ~ • огромная ~ • страстная ~ • твердая ~ Словарь русской идиоматики
  8. Надежда — Ожидание блага, осуществления желаемого. В античности не было единого представления о ценностном значении Н. Негативное значение Н. для греческого сознания обусловливалось тем, что она воспринималась как иллюзия. Однако из представления об иллюзорности... Педагогический терминологический словарь
  9. надежда — Ожидание, упование, чаяние, вера; предвкушение, предположение, предчувствие, виды на что, перспектива, шанс (шансы); мечта, иллюзия, химера ср. !!... Словарь синонимов Абрамова
  10. надежда — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? надежды, чему? надежде, (вижу) что? надежду, чем? надеждой, о чём? о надежде; мн. что? надежды, (нет) чего? надежд, чему? надеждам, (вижу) что? надежды, чем? надеждами, о чём? о надеждах... Толковый словарь Дмитриева
  11. надежда — Заимств. из ст.-сл. яз., где надежда < *nadědja (dj > жд, ср. исконное надежный — от надежда), суф. производного (суф. -j-) от naděti «положить, поставить» с удвоением корневого d, ср. укр. надія «надежда» без этого удвоения. Этимологический словарь Шанского
  12. Надежда — орф. Надежда, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  13. Надежда — Ы, жен. Слав. Производные: Надеждушка; Надя; Надея; Надёна; Надёха; Надюха; Надюша; Надюня; Надюра; Надюся; Надина; Дина; Динуся; Надиша. Происхождение: (Заимств. из ст.-сл. яз., где появилось как калька с греч. Ср. греч. elpis — надежда. Др.-русск. форма имени — Надежа.) Именины: 30 сент. Словарь личных имен
  14. надежда — Безотчетная, безрассудная, безумная, бесплодная, бледная, блестящая, большая, буйная (устар.). великая, верная, ветреная, вольнолюбивая (устар. Словарь эпитетов русского языка
  15. надежда — НАДЕЖДА — ОТЧАЯНИЕ Надеяться — отчаиваться Скользнули лучи надежды; они меркли сами собой и заменялись невыразимо печальным, тихим отчаянием. Герцен. Былое и думы. Иногда вдруг высоко поднималась надежда, а за ней всегда наступала очередь отчаяния. Словарь антонимов русского языка
  16. НАДЕЖДА — (англ. hope) — эмоция, которая, по определению Б. Спинозы, есть «непостоянное удовольствие», возникающее из образа будущей ситуации, в исходе которой мы сомневаемся; если сомнение в исходе ситуации устраняется, то Н. переходит в уверенность. Большой психологический словарь
  17. надежда — • Безмерная (Пожарова). • Величавая (Языков). • Доверчивая (Пушкин). • Живая (К. Р.). • Золотая (Полежаев). • Лазурная (Ратгауз). • Ложно-радостная (Лермонтов). • Лукавая (Фофанов). • Молодая (Майков). • Невозмужалая (Полонский). • Немеркнущая (Фруг). Словарь литературных эпитетов
  18. надежда — НАДЕЖДА -ы; ж. Ожидание чего-л. желаемого, благоприятного, соединённое с уверенностью в возможности осуществления. Н. на выздоровление, на благоприятный исход дела. Смотреть, слушать с надеждой. Потерять, утратить надежду. Толковый словарь Кузнецова
  19. надежда — НАДЕЖДА, ы, ж. 1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного, благоприятного. Есть н. на выздоровление. В надежде на благоприятный исход (испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подаёт надежды кто-н. Толковый словарь Ожегова
  20. надежда — НАД’ЕЖДА, надежды, ·жен. Желание, ожидание чего-нибудь радостного, приятного, соединенное с уверенностью в возможности осуществления. Питать надежду (или надежды). Давать, дать, подавать, подать кому-нибудь надежду (а не надежды). «Он без надежд ее любил. Толковый словарь Ушакова
  21. надежда — наде́жда Заимств. из цслав.; ср. народн. надёжа, блр. надзёжа, др.-русск. надежа (Нестор, Жит. Феодос.), ст.-слав. надежда ἐλπίς (Супр.), болг. наде́жда. Из *na-dedi̯a от на и деть, děti, ст.-слав. деждѫ "кладу". Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. НАДЕЖДА — "НАДЕЖДА" — парусное судно первой российской кругосветной экспедиции (1803-06, совместно с "Невой") И. Ф. Крузенштерна. Построено в 1802, водоизмещение 450 т. НАДЕЖДА (Елпис) Римская (ум. ок. Большой энциклопедический словарь
  23. надежда — надежда I ж. Ожидание чего-либо желаемого, благоприятного (в сочетании с уверенностью в его осуществлении). II ж. Тот или то, на кого или на что можно надеяться, опереться, положиться; оплот. Толковый словарь Ефремовой
  24. надежда — НАДЕЖДА, надежа, надежный и пр. см. надеяться. Также см. надеяться Толковый словарь Даля
  25. НАДЕЖДА — НАДЕЖДА — (1) — эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения; (2) — общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая данное состоящие в качестве ценности. Новейший философский словарь
  26. Надежда — Св. мученица, замученная в Риме около 137 г., вместе с двумя другими своими малолетними сестрами, Верой и Любовью, и матерью Софией. Память всех их празднуется 17 сентября. Мощи св. мучениц покоятся в црк. Эшо (Eschau), в Эльзасе. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона