МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

В европейской христианской культуре идея милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосердия восходит к Пятикнижию, где слово «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». В добиблейской греческой литературе слово είδος обозначает чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля – чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином агапе [АГАПЕ]. В христианской этике милосердная любовь приобретает особое значение как одна из трех богословских добродетелей [ДОБРОДЕТЕЛЬ];в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру [ДОБРО]. С этической точки зрения милосердие составляет долг человека: в нем человек призван осуществить нравственный идеал, на что указывает заповедь любви [ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ]. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как объект для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие – не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно мнение, что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно чувства благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму [АЛЬТРУИЗМ], который исчерпывается доброжелательным отношением к другим. Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.

В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Декалог [ДЕКАЛОГ]). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает развитие различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской мысли и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс, Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой традиции в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость – непреложным; б) милосердие вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, что милосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

В той мере, в какой социальная жизнь воспроизводит различие, обособленность и противоположность интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т.е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное достоинство; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении – деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу [НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ]насилием и любви к врагам.

Литература:

1. Соловьев В.С. Оправдание добра. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988, с. 152–69;

2. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996, с. 356–544;

3. Гоббс Т. О человеке (XIII, 9). – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1989, с. 258–59;

4. Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven – L., 1972.

Р.Г.Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. милосердие — -я, ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие. Малый академический словарь
  2. МИЛОСЕРДИЕ — МИЛОСЕРДИЕ — англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению. Социологический словарь
  3. милосердие — Мил/о/се́рд/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  4. милосердие — орф. милосердие, -я Орфографический словарь Лопатина
  5. милосердие — Древнерусское – милосьрдъ. Старославянское – милосрьдъ. Латинское – misericordia (достойный сожаления). Существительное «милосердие» пришло в русский язык из старославянского, где «милосрьдъ» стало калькой с латинского misericordia. Этимологический словарь Семёнова
  6. Милосердие — (Рахамим) Тора* призывает нас к милосердию и снисходительности, поэтому обязывает нас оставлять на поле упавшие колосья — "лекет", забытый сноп — "шихеха" и несжатый край — "пеа" для бедняка, пришельца, вдовы и сироты. Энциклопедия иудаизма
  7. милосердие — • царское ~ Словарь русской идиоматики
  8. Милосердие — 1) М. Лютер переводит словом «милосердие» различные евр. и греч. выражения, смысл к-рых связан с такими понятиями, как любовь, верность, добросердечие и милость. М. Божье означает Божью бесконечную спасит. любовь, М. же человеч. Библейская энциклопедия Брокгауза
  9. Милосердие — Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях... Педагогический терминологический словарь
  10. милосердие — Божье милосердие Словарь синонимов Абрамова
  11. милосердие — Милос’ердие — духовное свойство (плод духа, Гал.5:22), при котором человек милостив, любящ, снисходителен. Господь, милосердный ко всем, призывает также и Своих быть милосердными (Мих.6:8 ; Лук.6:36), ибо нет милости на земле (Ос.4:1 ; Мих.7:2). Библейский словарь Вихлянцева
  12. милосердие — сущ., с., ??? (нет) чего? милосердия, чему? милосердию, (вижу) что? милосердие, чем? милосердием, о чём? о милосердии 1. Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его... Толковый словарь Дмитриева
  13. милосердие — Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является словообразовательной калькой лат. misericordia (miser «достойный сожаления, милости» — мило, cord- — серд-, ia — ие). Этимологический словарь Шанского
  14. милосердие — ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ — БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Человечность чьих-л. целей — бесчеловечность чьих-л. целей. Человечность в поступках — бесчеловечность в поступках. Словарь антонимов русского языка
  15. милосердие — МИЛОСЕРДИЕ -я; ср. Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить м. Чувство милосердия. Накормить кого-л. из милосердия. Сестра милосердия (устар. Толковый словарь Кузнецова
  16. милосердие — МИЛОСЕРДИЕ, я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьемун. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). • Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными, ранеными. Толковый словарь Ожегова
  17. милосердие — МИЛОС’ЕРДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (·книж. ). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. • Сестра милосердия, брат милосердия — см. сестра, брат. Толковый словарь Ушакова
  18. милосердие — Это слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость". Этимологический словарь Крылова
  19. милосердие — милосе́рдие милосе́рдный – производные от др.-русск. милосьрдъ, ст.-слав. милосрьдъ εὔσπλαγχνος (Супр.), чеш. milosrdný, слвц. milosrdný, польск. miɫosierny – кальки из лат. или д.-в.-н., ср. лат. misericordia, misericors и калькированные оттуда гот. Этимологический словарь Макса Фасмера
  20. МИЛОСЕРДИЕ — МИЛОСЕРДИЕ — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т. п. Большой энциклопедический словарь
  21. милосердие — милосердие ср. Готовность помочь кому-либо из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-либо, вызванные такими чувствами. Толковый словарь Ефремовой
  22. милосердие — См. милый Толковый словарь Даля