НАВЬЯ-НЬЯЯ

НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр. navya-nyāya) – школа логики, сформировавшаяся в Индии в 13 в. в рамках религиозно-философского направления ньяя [НЬЯЯ]и просуществовавшая до второй половины 17 в. Основоположник школы – Гангеша [ГАНГЕША]. Основным текстом навья-найяиков, на который они писали комментарии, была «Таттва-чинтамани» Гангеши, который называл свое учение «новой» ньяей, в отличие от «старой» традиции, идущей от «Ньяя-сутр» Гаутамы-Акшапады. В «Таттва-чинтамани» рассматриваются проблемы эпистемологии (в основу структуры текста легли четыре источника достоверного знания, принимавшиеся в ньяе, – восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство авторитета) и философии грамматики. Созданные Гангешей новые методы логического анализа рассуждений в дальнейшем были усовершенствованы Рагхунатхой Широмани (ок. 1475–1550). К школе принадлежали также Джаядева (Мишра) Пакшадхара (1425–1550), Матхуранатха Таркавагиша (ок. 1600–75), Джагадиша (16 в.), Лаугакша Бхаскара (ок. 1590) и Аннамбхатта (17 в.), внесшие вклад в уточнение терминологии и формализацию логики.

Гангеша в «Таттва-чинтамани» после критического рассмотрения отверг 21 известное определение вьяпти [ВЬЯПТИ](«отношения проникновения» терминов умозаключения) и предложил собственные четыре. В школе развивались концепции и других видов логических отношений, в частности отношения контакта (самйога), присущности обладания (самавая) и видового отношения (сварупа-самбандха) – два последние напоминают отношение класса и его элемента в математической логике и предицирование у Аристотеля. Разделом теории отношений навья-найяиков является концепция «парьяпти-сам-бандха» – отношения, посредством которого число пребывает в целых объектах, а не в частях целого. Эта концепция напоминает представления западной логики о числе как классе классов. Навья-найяики обсуждали и развивали также концепции отсутствия (абхава [АБХАВА]), спецификаторов-определителей, абстрактных свойств, попарных «обнаруживателей» – «обнаруживаемых» и ограничителей, предложили детализированную теорию определений. Особенности санскрита, позволяющего записывать логические выражения одним термином и затем комбинировать в рассуждении эти термины, позволили логикам навья-ньяи раньше, чем в аристотелевской логике, поставить и решить некоторые проблемы, в частности они понимали истинностно-функциональный характер логических связок «и» и «или» и использовали (хотя и не формулировали его явно) закон де Моргана. В 17 в. навья-найяики отходят от проблем эпистемологии и грамматики, сосредоточиваясь на формально-логических проблемах.

Литература:

1. Инголлс Д.Г.X, Введение в индийскую логику Навья-ньяя, М., 1974.

Н.А.Канаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. НАВЬЯ-НЬЯЯ — (новый метод, новая логика) — философская школа, являющаяся прямой преемницей ньяи и основанная в XIII в. великим логиком Гангешей в его труде "Таттвачинтамани", т. е. "Самоцвет категориального мышления". Жива до наст, вр. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. Навья-Ньяя — Позднее продолжение индийской школы ньяя Краткий религиозный словарь