НАВСИФАН

НАВСИФАН (Ναυσιφάνης) с Теоса (кон. 4 в. дон.э.) – греческий философ, причастный традициям атомизма и скептицизма. Последователь Демокрита [ДЕМОКРИТ](через ученика Демокрита Метродора Хиосского [МЕТРОДОР ХИОССКИЙ]и его преемников – Диогена из Смирны и Анаксарха), слушатель Пиррона [ПИРРОН]и учитель Эпикура [ЭПИКУР]. Автор «Триподия», в котором излагалась этика, физика и лотка – вероятный источник «Каноники» Эпикура (мнение биографа Эпикура Аристона, на которое ссылается Диоген Лаэртий, X 14). В этике Навсифану приписывается введение термина «несмутимость» (ἀκαταπληξία) (fr.3 = Clem. Strom. II, 21,130) вместо демокритовской «неустрашимости» (ἀθαμβίη) – ср. эпикуровскую «невозмутимость» (атараксия [АТАРАКСИЯ]). В круг интересов Навсифана входили также математика, музыка и риторика. Представления Навсифана о риторике критически обсуждаются в трактате Филодема из Гадары«О риторике», кн. 6.

О Навсифане как учителе Эпикура говорят Аполлодор в «Хронологии», Климент Александрийский в «Строматах» (Strom. I, 14, 64), а также словарь Суда; однако восходящая к свидетельствам самого Эпикура традиция отрицала это ученичество (см. Diog. L. X 13,15).

Фрагменты:

1. DKII, 246–250.

М.А.Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Навсифан — • Nausiphănes, Ναυσιφάνης из Теоса, греческий философ, принадлежавший к школе Демокрита. Диоген Лаэртский называет его учеником Пиррона и скептиков. В числе учеников был, как полагают, и Эпикур. О его учении и сочинениях ничего точно не известно. Cic. Словарь классических древностей