МИФ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

МИФ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – превращенная форма политического сознания, в котором знание и понимание фактов политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них. Ряд признаков роднит политический миф с классическим архаическим мифом: сходная эмоционально-чувственная генетика, заменяющая познание, типология – мифы-легенды (трактовки событий, их причин и роли участников), исторические мифы, мифы-предания (о событиях и подвигах прошлого и их участниках), мифы о героях (политических вождях) и т.д. В отличие от классического политический миф конкретизируется применительно к актуальной политике, включая и его трансцендентные виды (легитимацию политики и власти волей Провидения, народа, историей, их специфическими качествами, как, напр., их особые цели, высшие задачи, мудрость и непогрешимость и т.п.); политический миф рационализируется средствами направленного внушения (пропагандой, содержанием соответствующей идеологии) и самим массовым сознанием [МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ],стремящимся воспринимать миф как истину (форма морфологического познания); политический миф может возникать стихийно, как выражение тяги к возвышающей идее, к утешению (память о героическом прошлом и др.), но чаще создается и распространяется целенаправленно и используется как эффективное средство политики; такой миф возникает в индивидуальном сознании и затем коллективизируется, превращаясь в факт общественного сознания.

Политический миф может наполняться положительным содержанием, стимулируя необходимые процессы и события (избирательные, правительственные и партийные программы, вера в успех, в реальность планов и т.д.), но может иметь и крайне негативный смысл, насыщаться предрассудками и стимулировать самый крайний экстремизм. В этом случае политический миф используется как анестезирующее средство: предрассудок легитимирует такой экстремизм (так, миф о расовой исключительности санкционирует расизм и парализует возможный протест против него).

Политический миф так же древен, как сама политика, которую сопровождают мифы о космической природе власти, о народоправии, о подвигах героев, о справедливом монархе, о политическом совершенстве государства и его моральности (см. Платон [ПЛАТОН])и т.д. Весьма богата философская история политического мифа. Известен античный миф о принадлежности власти и права народу, распространенный в Средние века виднейшими авторами (см. Фома Ливанский, Марсилий Падуанский [МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ],Дж.Фортескью и др.). Каждая эпоха добавляла новые или обновленные мифы: о монархе – носителе воли народа, наместнике Бога на земле (Р.Филмер), о единственном суверене (см. Ж.Боден [БОДЕН]),об олицетворении абсолютного духа (Г.В.Ф.Гегель [ГЕГЕЛЬ])и т.д.

Заметной вехой стала теория мифов о героях Т.Карлейля [КАРЛЕЙЛЬ](«Герои, почитание героев и героическое прошлое». СПб., 1908) и Ж.А. де Гобино,добавившего к мифологии героизма мифологию расизма («Эссе о неравенстве рас», тт. 1–4, 1853–55). Политический миф не может быть изжит какой-либо рационализацией политики, он представляет собой неизбежную составную часть политического сознания и охватывает непознанную и непознаваемую составляющую представлений о политике. Тем не менее политический миф 20 в. детерминирован режимом политическим [РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ](расцвет политической мифологии при тоталитаризме [ТОТАЛИТАРИЗМ],когда она становится основным средством политики) и конкретными политическими ситуациями (кризисами, мобилизациями, конфликтами, кампаниями и пр.). Уменьшение роли политического мифа достигается открытой публичной политикой, развитием критического общественного самосознания.

И.И.Кравченко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me